В 2023 году Банк России получил 325,3 тысячи жалоб от потребителей финансовых услуг, говорится в сообщении регулятора. Это на 7,7% меньше, чем в 2022 году. Количество жалоб на мисселинг снизилось по сравнению с 2022 годом на 51,1%, с 4,6 тысячи до 2,3 тысячи; на некорректные продажи инвестиционных продуктов, полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни под видом вкладов — на 47,8% и 42,6% соответственно.

Ранее ЦБ неоднократно выражал обеспокоенность ростом жалоб на мисселинг, в частности, в сегменте онлайн-кредитования и продаж страховок. «Некоторые банки говорят, что у нас прибыль от того, что мы неправильно продали, гораздо больше, чем штрафы, которые мы можем заплатить», — говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в сентябре 2023 года. В середине января СМИ сообщали, что ответственность банков за нарушения прав потребителей может многократно возрасти: размер штрафа (сейчас — от 2 до 4 тысяч рублей для должностных лиц, от 20 до 40 тысяч рублей — для юридических) предлагается привязать к капиталу банков (до 0,1-1% от собственных средств).

Обращения в ЦБ в цифрах:

  • В 6,6 раза снизилось количества жалоб, связанных с введением санкций в отношении Российской Федерации — с 25,6 тысячи до 3,5 тысячи.
  • Доля кредитных организаций в общем объеме жалоб составляет 50,3%, НФО и участников корпоративных отношений — 35,0%.
  • Количество жалоб на банки сократилось на 5,7 %,
  • Наибольшую долю среди жалоб на кредитные организации занимают вопросы потребительского кредитования — 23,7%.
  • Количество жалоб на НФО и участников корпоративных отношений в 2023 году составило 113,7 тыс., на 6,9% меньше, чем в 2022 году.
  • В отношении субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка количество жалоб снизилось в 3,3 раза, до 5,9 тысячи.
  • Количество жалоб на микрофинансовые организации в 2023 году увеличилось на 8,8%, до 45,1 тысячи.