Федеральный совет Швейцарии утвердил “Стратегию внешней политики на 2024-2027 годы”, которая определяет позицию страны” в условиях быстро меняющегося глобального ландшафта и устанавливает ключевые приоритеты внешней политики на предстоящий законодательный период”, указано на сайте Государственного секретариата Швейцарии по экономике (SECO). 

Согласно документу, четыре главных тематических приоритета страны на ближайшие три года определены как мир и безопасность, демократия, окружающая среда, а также стабильность и процветание в Европе. В стратегии не раз упоминаются темы антироссийских санкций, вооруженного конфликта России и Украины, геополитической напряженности, фрагментации мировой экономики и конфронтации Китая и США, а также влияния этих факторов на Швейцарию.  

Особое место в стратегии уделено вопросам, связанным с санкционным правом и “нейтральному статусу” Швейцарии, который она сохраняет более 200 лет, закрепив его на Венском конгрессе в 1815 году. 

“Экономическая, торговая и финансовая политика многих государств все больше ориентируется на политику безопасности и формируется режимами санкций. Глобальные рынки становятся все более политизированными. Протекционизм и промышленная политика снова на подъеме, даже среди важнейших торговых партнеров Швейцарии”, — говорится в документе.  По мнению авторов стратегии, США, Китай и ЕС все чаще используют правовые основы с экстерриториальным действием, чтобы в одностороннем порядке создавать законодательство, имеющее фактическую силу во всем мире. “В качестве примера можно привести меры в области санкций и законы в области новых технологий. В результате швейцарские компании, ведущие международную деятельность, оказываются одновременно в нескольких правовых юрисдикциях”, — говорится в документе. Это, по мнению властей страны, “приводит к правовой неопределенности и может стать причиной юридических конфликтов”.

В отношении своего “нейтрального статуса” Швейцария заявляет, что некоторые ее партнеры “теперь с трудом” воспринимают этот статус в качестве “вклада в стабильность на континенте”. Свое решение присоединиться к антироссийским санкциям власти, согласно тексту стратегии, объясняют тем, что “если бы страна воздержалась от присоединения к режиму санкций против России, она оказалась бы в изоляции на европейской и трансатлантической арене и, скорее всего, была бы вынуждена считаться со значительными последствиями для своей экономики”. 

В документе также подчеркивается, что “далеко не факт, что Швейцария сможет продолжить свою историю успеха”, так как защищать ее интересы становится все сложнее. “Поляризация мировой политики заставляет ее принимать ту или иную сторону. С начала войны России против Украины западные страны ожидали, что Швейцария поддержит их позицию и присоединится к ним в отстаивании общих западных ценностей. С другой стороны, некоторые другие страны формулируют противоположные ожидания. Конфликты целей во внешней политике становятся все более частыми”, — говорится в документе.  

Ранее представители “Большой семерки” обвиняли Швейцарию в недостаточной активности в поиске средств россиян и созданию для них “лазеек” для обхода санкций. Так, по мнению посла США в Швейцарии и Лихтенштейне Скотта Миллера, Швейцария могла бы дополнительно заблокировать активы граждан РФ на 50-100 млрд франков. Немного позже дипломатические представители стран G7 призывали Швейцарию присоединиться к группе REPO (Russian Elites, Proxies, and Oligarchs task force), занимающейся поиском и арестом зарубежных активов граждан РФ.

В ответ на эту критику руководитель SECO Элен Будлигер-Артиеда заявляла, что конфискация замороженных российских активов, к которой призывал Скотт Миллер, “будет нарушать право собственности”. К группе REPO страна до сих пор не присоединилась.