Чистая прибыль банковского сектора оказалась ровно в том прогнозном диапазоне, который ЦБ раскрывал в декабре — 3,2-3,4 трлн рублей. Банки по итогам 2023 года заработали рекордные 3,3 млрд рублей. Они смогли восстановить доходы от кредитования и снизили отчисления в резервы, кроме разовых случаев, а также получили солидную прибыль от валютной переоценки.

«Этот результат не стоит рассматривать в отрыве от слабых итогов 2022 года, когда сектор заработал лишь 200 млрд рублей. Так, средняя прибыль сектора за 2022–2023 годы составила 1,7 трлн рублей, что на 27% ниже, чем за 2021 год», — пишет ЦБ и напоминает, что банки еще и переоценили в убыток облигации напрямую в капитале.

Прибыль декабря оказалась минимальной

В декабре банки заработали лишь 64 млрд рублей, что в 4,2 раза меньше ноябрьского результата (268 млрд рублей), следует из обзора ЦБ «О развитии банковского сектора». ЦБ уменьшил итоговый результат на 112 млрд рублей (без корректировки прибыль была 176 млрд рублей. — FM) — на размер дивидендов для одного из крупных банков, говорится в комментарии. По размерам это похоже на сумму, которую от банка ФК «Открытие» собирался получить ВТБ.

Однако результаты декабря и без того могли быть хуже ноябрьских. Причиной столь резкого падения стали высокие операционные расходы — рост составил 38%, или 352 млрд рублей. ЦБ отдельно выделяет рост премий банковского персонала и траты на рекламу. Кроме того, в декабре банки практически удвоили отчисления в резервы под кредитные убытки со 133 млрд рублей в ноябре до 240 млрд рублей. Им пришлось признать потери по старым проблемным корпоративным кредитам «и прочим требованиям».

Год корпоративного кредитования…

В декабре темп роста корпоративного кредитования снова снизился — с 2% до 1,8%. Однако, по оценке ЦБ, он все еще остается высоким.  

У компаний остается потребность в заемных средствах для финансирования текущей деятельности, так как под конец года бюджетные выплаты не были доведены до всех исполнителей госконтрактов, а оставались на счетах в казначействе.

В целом за 2023 год корпоративные кредиты выросли на 20,1%, что значительно превышает результат 2022 года — 14,3%. ЦБ связывает это с несколькими факторами:

  • финансирование текущей деятельности и реализация новых инвестиционных проектов;
  • финансирование сделок по выходу нерезидентов из российских активов (около 0,5 трлн рублей) и продолжение замещения внешнего долга (2,5 трлн рублей, преимущественно в первой половине 2023 года);
  • проектное финансирование строительства жилья (годовой прирост составил 1,4 трлн рублей).

Корпоративные кредиты росли в рублях, а в валюте продолжили сокращаться. За 2023 год валютные кредиты сократились на умеренные $3,1 млрд (за 2022 год — на $30,2 млрд). Однако в конце года ЦБ отмечал рост интереса к валютным кредитам: они увеличились на 401 млрд в рублевом эквиваленте за четвертый квартал. Кредиты выдавались преимущественно в валютах дружественных стран.

…и ипотеки

По предварительным данным ЦБ, в декабре ипотечный рынок увелчился на 2,9%, несмотря на ужесточение условий по льготным программам и рост ставок. За месяц было выдано 785 млрд рублей ипотечных кредитов (без учета погашений рост составил 8%). И в основном население продолжает брать кредиты на льготных условиях: они составили 655 млрд рублей от общего объема. Выдача кредитов на рыночных условиях снизилась на 30% за месяц, до 131 млрд рублей.

Всего за 2023 год портфель вырос на рекордные 34,5%, это +70% к результату за 2022 год (20,4%) и больше напоминает темп роста потребительских кредитов. Люди стремились вложить деньги в недвижимость на фоне ослабления рубля и высоких инфляционных ожиданий, опасаясь отмены льготных программ.

ЦБ продолжает ждать более сбалансированного роста и улучшения стандартов кредитования ипотеки в 2024 году, что предполагает не такой активный рост рынка, как в 2023-м. Регулятор надеется, что в этом поможет ужесточение условий по льготным программам, высокие ставки, а также количественные ограничения.

Потребительское кредитование в декабре ожидаемо сократилось на 0,1% из-за регуляторных ужесточений, а также из-за того, что банки существенно ужесточили критерии отбора заемщиков. Для банков с октября 2023 года действуют ограничения на долю кредитов для заемщиков с предельной долговой нагрузкой выше 50–80%, такие кредиты ограничены четвертью портфеля. На фоне ужесточений рост потребительского кредитования оказался вдвое ниже, чем по ипотеке: 15,7% за год, хотя в середине года наблюдался активный рост выдачи таких ссуд.

Вкладчиков приманили ставками

Прирост средств физлиц ускорился до рекордных 7% в декабре, население принесло в банки почти 3 трлн рублей. Это сопоставимо с ростом вкладов за весь 2022 год. Причинами, по мнению ЦБ, стали традиционное авансирование январских пенсий (которые дополнительно были проиндексированы), а также выплата социальных пособий и годовых бонусов. Средства в рублях прибавились как на текущих счетах (+1,5 трлн рублей, или 11,7%), так и на срочных вкладах (+1,4 трлн рублей, 5,5%). На привлекательность вкладов повлиял продолжающийся рост ставок, в том числе благодаря новогодним маркетинговым предложениям. При этом основной объем вкладов, как и в ноябре, привлечен на срок от шести месяцев до года: именно по ним банки предлагают наиболее высокие ставки.

В целом за 2023 год средства населения увлечились на 7,4 трлн рублей (или 19,7%), что почти в три раза больше, чем в 2022 году (+6,9%). Такой значительный приток произошел благодаря социальным и бюджетным выплатам, росту заработных плат, а также возврату наличных денег в банки на фоне роста ставок по вкладам. Таким образом, объем средств населения в банках вплотную приблизился к 45 трлн рублей по итогам 2023 года.

Средства компаний в декабре ускорили рост с 2,6% до 5,2%, на 2,7 трлн рублей, из-за поступлений по линии финансирования бюджетных расходов.

За 2023 год прирост средств компаний достиг 14,7%, что почти на треть ниже результата за 2022 год (20,6%). Основной рост отмечен у нефтегазовых, горнодобывающих и металлургических компаний из-за притока экспортной выручки. При этом росли рублевые остатки (+7,1 трлн рублей, +18,2%), тогда как валютные сокращались (на 224 млрд в рублевом эквиваленте, или на $3,2 млрд, -2,7%).