На этой неделе, во вторник, 23 января, в Люксембурге начались слушания в Суде общей юрисдикции ЕС по поданному в августе 2022 года иску российского Национального расчетного депозитария (НРД, входит в группу Московской биржи) к Совету Евросоюза об отмене введенных против НРД европейских санкций.

Санкции ЕС против российского депозитария были введены в июне 2022 года: они закрепили разрушение междепозитарного моста между НРД и европейскими депозитариями, случившегося накануне, в марте этого года, и ставшего причиной заморозки многомиллиардных российских активов, хранящихся в бельгийском Euroclear и люксембургском Clearstrem.

В сентябре 2022 года Совет Евросоюза объяснил введение санкций против российской организации тем, что:

  • НРД является российским центральным депозитарием, крупнейшим депозитарием ценных бумаг в стране и единственным депозитарием, имеющим доступ к международной финансовой системе;
  • НРД «играет существенную роль в функционировании российской финансовой системы и связей ее с международной финансовой системой»;
  • НРД «прямо и косвенно поддерживает Российскую Федерацию в ее действиях, политике и ресурсах»;
  • НРД «практически полностью» принадлежит Мосбирже, которая «из-за своей роли и акционеров находится под высокой степенью контроля со стороны российского правительства».

В материалах суда, с которыми ознакомился РБК, уточняется, что дополнительной аргументацией Совета ЕС для введения ограничительных мер является то, что:

  • НРД управляет системно значимой платежной системой (ПС НРД — в ее рамках осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах и заключенным на внебиржевом рынке. — FM);
  • Трудности НРД «могут привести к финансовой и экономической нестабильности и подорвать доверие к правительственной программе управления долгом», а сбои в системно значимых ПС «потенциально могут поставить под угрозу функционирование всей экономики»;
  • НРД «поддерживает российское руководство путем обеспечения надежности и стабильности российской финансовой системы».

Защита НРД

Интересы российского центрального депозитария в суде представляют юристы брюссельской практики международной юридической компании Dentons Николета Туоминен и Мария Крестиянова, а также три представителя европейской юрфирмы Strelia. Защитники НРД, как следует из карточки дела, просят суд аннулировать санкции на основании четырех основных доводов:

  • Совет ЕС не предоставил достаточных обоснований для санкций;
  • Совет ЕС опирался на «неподтвержденные, неточные в плане фактического содержания и необоснованные» данные;
  • Введенные санкции непропорционально ограничивают основные права НРД;
  • Совет ЕС не смог обеспечить требуемую степень доказанности необходимости введения ограничительных мер.

Согласно судебным документам, с которыми ознакомился РБК, в качестве подкрепления этих доводов защита привела следующие обоснования:

  • НРД действует исключительно в интересах и по поручению своих клиентов — на счетах иностранных депозитариев находятся только активы клиентов в рамках фидуциарных правоотношений. Отношения центрального депозитария со связанными с государством организациями рыночные и коммерческие: они не отличаются от транзакций с любыми другими клиентами. «Таким образом, заявитель оспаривает утверждение, что его отношения со структурами, аффилированными с государством, могут рассматриваться как материальная или финансовая поддержка российского руководства», — отмечает защита.
  • Совет ЕС ошибочно заявил, что НРД — это единственный российский депозитарий с доступом к международной финансовой системе. Как отмечает центральный депозитарий, это неверное, поскольку в России есть и другие депозитарии, у которых также счета по учету ценных бумаг в иностранных депозитариях

(Возражение Совета ЕС: другие российские депозитарии, обозначенные НРД, либо не являются центральными депозитариями, либо не управляют системно значимой платежной системой)

  • НРД считает, что цель ЕС поставить под угрозу функционирование российской экономики не была достигнута, поскольку есть и другие платежные системы, которые могут взять на себя часть функций центрального депозитария. Например, Минфин России может выпускать свои облигации, не прибегая к услугам НРД.

(Еврокомиссия утверждает обратное)

  • Хотя Мосбиржа владеет 99,997% акций НРД, влияние, которое она может оказывать на депозитарий акционерным соглашением, сторонами которого являются миноритарии организации (34 участника финансового рынка, владеющие по одной акции). Депозитарий не обязан включать в свой наблюдательный совет представителей государства, а российское правительство не обладает никакими специальными правами в отношении НРД.
  • Мосбиржа не контролируется российским правительством — ни де-юре, ни де-факто. ЦБ, Сбербанк и ВЭБ.РФ (они не заключали никаких соглашений, которые обязывали бы их голосовать согласованно) владеют в совокупности только 30% акций торговой площадки и не имеют никаких преимущественных прав или права вето, то есть участвуют в управлении биржей наравне с другими акционерами. К тому эта доля не позволяет навязать эффективный контроль над составом управляющих органов Мосбиржи. Решения общего собрания акционеров Московской биржи принимаются большинством, поэтому там свою роль могут сыграть и крупные иностранные институциональные инвесторы.

(Возражения Совета ЕС и Еврокомиссии: ЦБ, Сбербанк и ВЭБ.РФ невозможно считать негосударственными структурами, все они находятся под европейскими санкциями. Даже в отсутствие акционерного соглашения между ЦБ, Сбербанком и ВЭБ.РФ вряд ли можно ожидать, что они будут голосовать вопреки интересам государства. Кроме того, с учетом нераскрытия данных о некоторых акционерах возможно, что определенные держатели акций, находящихся в свободном обращении, могут быть связаны с государством).

  • Заморозка активов российских инвесторов, ставшая результатом европейских санкций против НРД, нарушает статьи 16 («Свобода предпринимательства») и 17 («Право собственности») Хартии ЕС об основных правах. В частности, оспариваемые акты «непропорционально затрагивают основные права его клиентов, которые не могут распорядиться своими ценными бумагами, хранящимися на фидуциарной основе на счетах в депозитариях ЕС». По санкционным правилам ЕС заморозке подлежат активы подсанкционной организации, которые она не только контролирует, но и держит в интересах других лиц. В октябре 2022 года Совет ЕС выпустил послабление, позволявшее странам Евросоюза при необходимости разблокировать активы клиентов НРД, но на практике условия разморозки оказались слишком строги — воспользоваться этим смогли лишь немногие инвесторы.

(Позиция Совета ЕС: Цели защиты территориальной целостности Украины и содействия мирному урегулированию кризиса оправдывают ситуацию, при которой некоторые «операторы», ни в коей мере не ответственные за кризис, могут также испытывать негативные последствия. Альтернативные, менее рестриктивные меры были бы не так эффективны с точки зрения целей ЕС).