Федеральный совет Швейцарии продолжает внимательно следить за усилиями, предпринимаемыми на международном уровне в отношении замороженных российских активов, в частности — за дискуссиями в странах «Большой семерки» и ЕС по поводу иммобилизованных государственных активов России. Об этом говорится в ответе на запрос Frank Media Государственного секретариата Швейцарии по экономике (SECO). 

Пресс-секретарь SECO Фабиан Майенфиш затруднился прокомментировать заявление министра финансов Бельгии о том, что работа с заблокированными российскими активами в Европе уже “технически началась”, сославшись на то, что Швейцария не является членом ЕС. Вопрос о том, начала ли Швейцария принимать шаги в сторону конфискации активов ЦБ, пресс-секретарь оставил без ответа. 

“Швейцария стремится к тому, чтобы различные дискуссии привели к решениям, соответствующим ее правовой системе, международному праву и целям внешней политики”, — подчеркнул Майенфиш. 

По его словам, по состоянию на 25 ноября 2022 года в Швейцарии были заморожены финансовые активы на сумму 7,5 млрд швейцарских франков и 15 объектов недвижимости (они принадлежат российским гражданам, компаниям и организациям, находящимся под санкциями). Общая сумма иммобилизованных резервов и активов российского Центробанка составляет 7,4 мллрд швейцарских франков. 

Ранее представители “Большой семерки” обвиняли Швейцарию в недостаточной активности в поиске средств россиян и созданию для них “лазеек” для обхода санкций. Так, по мнению посла США в Швейцарии и Лихтенштейне Скотта Миллера, Швейцария могла бы дополнительно заблокировать активы граждан РФ на 50-100 млрд франков. Немного позже дипломатические представители стран G7 призывали Швейцарию присоединиться к группе REPO (Russian Elites, Proxies, and Oligarchs task force), занимающейся поиском и арестом зарубежных активов граждан РФ.

В ответ на эту критику руководитель SECO Элен Будлигер-Артиеда заявляла, что конфискация замороженных российских активов, к которой призывал Скотт Миллер, “будет нарушать право собственности”. К группе REPO страна до сих пор не присоединилась. 

В настоящее время страны, поддерживающие Украину в российско-украинскому конфликте, ведут дискуссию по поводу судьбы почти $300 млрд замороженных активов российского Центробанка (почти $100 млрд и них находится в США, остальное — в Европе, в основном в Бельгии). В частности, рассматривался вариант изъятия процентов от их использования для помощи Украине. Однако в конце декабря по инициативе США страны G7 начали обсуждать возможность конфискации активов Москвы.

Российские власти, в свою очередь, назвали план по конфискации своих активов «пиратством 21 века» и заявили, что Москва примет жесткие ответные меры. В середине января агентство Bloomberg сообщило, что Россия изучает юридические ответные меры при попытке конфисковать ее активы. По данным издания, Банк России намерен сотрудничать с международной юридической компанией для представления интересов страны в случае судебного разбирательства.