До половины платежей России в Китай в настоящее время осуществляется с помощью посредников из дружественных РФ стран, сообщает Reuters со ссылкой на четыре источника, среди которых — торговые консультанты, банкиры, импортеры и экспортеры. 

Как пишет агентство, китайские банки существенно ограничили свои операции с компаниями из России из-за угрозы вторичных санкций США. А, например, ВТБ, у которого есть филиал в Китае, испытывает серьезную нагрузку из-за ажиотажного спроса на открытие счетов. “Есть много [российских] бизнесменов, которые просто ходят из банка в банк, открывая текущие счета, — рассказал один из источников. — Если платеж не проходит, они идут в следующий».

Все это приводит в длительным задержкам с проведением платежей и отгрузкой товаров и вынуждает бизнес обращаться к посредникам, несмотря на высокие комиссии и риск конфискации груза в третьих странах. По словам источников, посредниками выступают юридические лица из «дружественных» РФ стран — Гонконга, Кыргызстана, Казахстана, Объединенных Арабских Эмиратов и других государств, не вводивших санкций против России.

По словам двух российских консультантов, работающих с посредниками, их услугами пользуются около половины российских компаний, торгующих с Китаем. Крупные игроки, многие из которых сами уже находятся под санкциями, — наладили схемы работ с посредниками уже год назад. По словам одного из собеседников Reuters, лишь пятая часть российских компаний имеет полный доступ к своим счетам в китайских банках, 30% имеют ограниченный доступ.

Использование посредников сопряжено с рисками и обходится дорого, отмечает агентство. Комиссия посредника за одну сделку может составлять “нескольких тысяч долларов”, также существует риск конфискации товаров, если речь идет о третьих странах. Так, один из источников рассказал агентству, что крупная партия серверов, перевозимая в Россию из Китая через Казахстан, была конфискована, так как товары попали под санкции США. Кроме того, китайские банки также могут отказать в проведении платежей через посредников, а менее официальный характер сделок означает, что российским компаниям будет сложно вернуть свои деньги.

Согласно данным таможни, которые приводит Reuters, в 2023 году объем поставок в Россию из Китая вырос на 64,2% по сравнению с 2021 годом, а общий объем торговли между двумя странами достиг рекордных $240 млрд. Китай поставляет в Москву, в частности, автомобили и технику и закупает российскую нефть, платежи за которую также задерживаются. Некоторые компании, по словам источников, надеются, что визит президента Владимира Путина в Китай в следующем месяце поможет решить проблему. «Возможно, что-то изменится после визита официальной российской делегации в Китай», — сказал один из собеседников. Другие настроены более пессимистично: один из собеседников сказал агентству, что Россия не является приоритетом для китайских банков, поскольку торговый оборот Китая с Соединенными Штатами и Европейским союзом превосходит российско-китайский. «Они не будут жертвовать своим рынком ради платежей российским компаниям», — сказал собеседник Reuters.

В декабре 2023 года Минфин США сообщил, что будет применять вторичные санкции против финансовых организаций, которые помогают России обходить санкции или финансировать закупки для военных целей. В частности, им запретят открывать корсчета в США или ограничат их использование, а их собственность в США будут заблокирована. После этого значительно осложнилось проведение платежей через крупнейшие китайские банки, в том числе  Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) и Bank of China. В конце апреля издание The Wall Street Journal сообщало, что США работают над санкциями в отношении ряда китайских банков. 

Напуганные вторичными санкциями, китайские банки начали отказывать российским компаниям в открытии или обслуживании счетов, а также стали задерживать платежи. В итоге компаниям не остается другого выхода как обращаться в ВТБ, который открыл филиал в Шанхае в 2008 году и пока является единственным российским банком с собственной платежной инфраструктурой в Китае. Последний, в свою очередь, не справляется с возникшим ажиотажем и компаниям приходится ждать открытия счета по шесть месяцев, сообщало Reuters. Сам глава ВТБ Андрей Костин также обращал внимание на возникшую проблему с платежами и даже заявил о готовности его банка “стать основным расчетным банком в юанях”. “После ужесточения режима вторичных санкций в конце 2023 года резко возросло количество отказов в проведении платежей от комплаенс-контроля без разъяснения причин. Это касается, прежде всего банков дружественных юрисдикций, — говорил он в начале апреля 2024 года. —  Увеличиваются сроки платежей, растут комиссии. Возрос объем запрашиваемой документации, особенно по критически важным товарным группам – электронике, компьютерам, высокоточным станкам и оборудованию”.

Глава ВТБ подчеркивал, что если год назад перед банками стояла задача исключить из трансакционных маршрутов участников SDN-листа и не использовать SWIFT, то сейчас центральной проблемой становится географический фактор, а именно — наличие собственно российской стороны в расчетах. “Как только товар идет оттуда или туда – загорается “стоп”, независимо от «лояльности» конкретного банка или юрисдикции и санкционного статуса российского участника сделки”, — отмечал Костин.