В декабре крупнейшие экспортеры продали на 6,6% больше валюты, чем в ноябре 2023 года — $14,8 млрд, следует из «Обзора рисков финансовых рынков» Банка России.

Регулятор отмечает, что несмотря на высокий объем продаж валюты экспортерами, в декабре рубль незначительно ослаб (на 1% относительно доллара США) из-за влияния:

  • сделок по выкупу компаний у нерезидентов из недружественных стран,
  • сезонного повышения спроса на иностранную валюту,
  • падения цен на нефть.

Крупнейшими продавцами валюты оставались системно значимые кредитные организации (СЗКО), объем проданной ими валюты вырос на 14% до 588,2 млрд рублей. Нефинансовые компании сократили покупки на треть до 211,2 млрд рублей.

Население, как и в ноябре, предпочитало скупать подешевевшую валюту, причем рекордными объемамии — 179 млрд рублей (в ноябре скупило 162 млрд рублей). Традиционно в основном — доллары и евро.

Также покупать валюту предпочитали небольшие банки и дружественные нерезиденты. Банки обычно приобретают валюту преимущественно для импортеров и клиентских международных переводов. В декабре объемы покупок иностранной валюты таких кредитных организаций составили 465,7 млрд рублей.

Объем покупок валюты на бирже со стороны нерезидентов из дружественных стран уменьшился на 19% и составил 217,2 млрд рублей (в ноябре – 267,7 млрд рублей).

ЦБ зафиксировал периоды дефицита валюты на рынке однодневных биржевых валютных свопов в декабре из-за опасений, связанных с усилением санкционного давления.

Повышенный спрос на иностранную валюту способствовал возникновению краткосрочных периодов дефицита доллара США и евро на рынке однодневных валютных свопов во второй половине декабря . К концу месяца небольшой дефицит затронул и сегмент валютных свопов с китайским юанем, в то время как ситуация с ликвидностью «токсичных» валют улучшилась.

обзор ЦБ

Также он отметил снижение доли юаня в структуре биржевого валютного рынка с 46,2% в ноябре до 44,6% в декабре. Доля «токсичных» валют, по данным ЦБ, выросла с 52,3 до 54,2%. Во внебиржевом сегменте – противоположная ситуация: доля юаня выросла до 34,5%, а «токсичных» валют – уменьшилась до 60,7% (в ноябре доля юаня – 31,5%, доля «токсичных» валют – 63,0%).