В поданном в конце ноября заявлении о банкротстве СПБ биржи, которое торговая площадка называет подложным, говорилось о ее «просроченной задолженности» перед Сбербанком и ВТБ. Именно это и стало основанием для просьбы о признании СПБ биржи несостоятельной, пишет РБК со ссылкой на поданное в суд заявление. Торговая площадка утверждает, что не имеет таких долгов, а «подпись и печать (в заявлении. – FM) были скомпрометированы».

Заявителем в документе указана сама СПБ биржи. Как отмечает РБК, на этом документе стоит оттиск печати, напоминающий печать компании старого образца, и якобы подпись Евгения Сердюкова, ставшего в начале ноября генеральным директором биржи.

В заявлении, в частности, говорится, что на середину ноября прошлого года у торговой площадки была просроченная задолженность перед Сбербанком в размере 245 млн рублей (общая кредитная линия — объемом 1,5 млрд рублей, которая была открыта в ноябре 2020 года) и перед ВТБ в размере 190 млн рублей (общая кредитная линия — в 900 млн рублей, открыта тогда же).

«Основной доход СПБ биржи формировался за счет деятельности по организации торговли на финансовых рынках, однако включение СПБ биржи в американский список SDN Управлением по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) фактически привело к невозможности осуществления уставной деятельности, а следовательно и получения прибыли, часть из которой направлялась на выполнение обязательств по вышеуказанным кредитным договорам», — цитирует РБК заявление.

Таким образом, как пишут составители документа, СПБ биржа оказалась в критическом положении, степень которого «объективно свидетельствует о невозможности продолжения нормального режима хозяйствования, преодоления финансовых затруднений в разумный срок, а также формирования экономически обоснованного плана по выходу из указанной ситуации».

Представитель торговой площадки заявил РБК, что «информация о задолженностях СПБ биржи перед кредитными организациями не соответствует действительности»: торговая площадка «никогда не кредитовалась в кредитных организациях, не открывала кредитных линий», и, «учитывая структуру капитала и обязательств», у нее «отсутствовали кредиты и займы, а также потребность в заемном финансировании». В ВТБ также рассказали изданию о недостоверности сведений о наличии в банке кредитной линии, открытой СПБ бирже, и просрочке по ней. В Сбербанке не ответили на запрос РБК.

По словам представителя торговой площадки, ее сотрудники провели оценку оттиска печати и подписи Евгения Сердюкова, которые стоят на заявлении, и выявили расхождения, которые «позволяют полагать, что подпись и печать были скомпрометированы». «Экспертизы по установлению подлинности подписи и печати будут проводиться уполномоченными специалистами в рамках расследования уголовного дела», — отметил он.

СПБ биржа попала под блокирующие санкции США в начале ноября прошлого года. В тот же день биржа, на которой обращаются более двух тысяч иностранных ценных бумаг, приостановила торговлю иностранными ценными бумагами. С 3 ноября сделки на бирже можно совершать только с некоторыми российскими ценными бумагами, включая акции самой СПБ биржи.

В конце ноября Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление о банкротстве СПБ биржи. При этом широко известно об этом лишь через несколько дней. В пресс-службе суда позже заявили журналистам, что тот вернул заявление в связи с тем, что «заявителем не соблюден досудебный порядок». Причем из сообщения суда следовало, что заявление о своем банкротстве подавала сама биржа. В самой СПБ бирже заявили, что торговая площадка не подавала документы на банкротство. Компания также сообщила, что планирует обратиться в правоохранительные органы для расследования инцидента о заявлении о банкротстве.