В конце 2023 года Минфин и Банк России представили проект концепции регулирования лизинговой отрасли (он был подготовлен с участием Генпрокуратуры) в письме на имя президента России Владимира Путина и получили его принципиальное одобрение, пишет «Интерфакс» со ссылкой на собственный источник, знакомый с ситуацией.

Согласно проекту концепции, под регулирование попадут «коммерческие организации, осуществляющие лизинговую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, принявшие решение получить статус некредитной финансовой организации и добровольно войти в реестр Банка России». При этом не попавшие под регулирование юрлица и физлица, сохранят за собой право заниматься лизинговой деятельностью.

То есть невхождение в реестр ЦБ не повлечет за собой ограничения на лизинговую деятельность. Иностранные лизингодатели из «дружественных» юрисдикций также смогут работать без попадания в реестр, а также без уведомительных или разрешительных процедур, в том числе через свои филиальные сети в России.

Для вхождения в реестр Банка России лизинговые компании (ЛК) должны будут обладать минимальной надежностью (порог по абсолютному размеру собственного капитала), обеспечивать прозрачность деятельности посредством ведения учета по МСФО и осуществлять обязательный аудит отчетности.

Согласно проекту концепции, регламентировать операционную деятельность лизинговых операторов не планируется. К ЛК, находящимся в реестре, будут предъявляться стандартные для финорганизаций требования в части деловой репутации и ответственности руководителей и собственников.

«Предлагаемое регулирование не будет включать нормативы достаточности капитала или ликвидности, требования по формированию резервов и прочее, а также не будет препятствовать операционной деятельности, поскольку не предполагается регламентировать, с кем и на каких условиях заключать лизинговые договоры», — цитирует «Интерфакс» авторов документа.

По их мнению, ведение реестра компаний способствует «добровольной сертификации качества продуктов и услуг» лизингодателей; число жалоб потребителей сократится, а ЛК, попавшие под регулирование, за счет контроля и большей прозрачности смогут снизить стоимость привлекаемых заемных средств и предлагать лизингополучателям более дешевые услуги.

«Повторная настройка регулирования может быть проведена по истечении пяти лет», — сказано в проекте концепции. В Минфине и Банке России не ответили на запрос «Интерфакса».

Реформа лизинговой отрасли была начата ЦБ совместно с Минфином еще в 2016 году. Идеологически она предусматривала введение регулирования ЛК со стороны ЦБ, требования к их капиталу, имплементацию норм саморегулирования (СРО) отрасли, публикацию компаниями финансовой отчетности и т.п.

Поправки в отраслевой закон были внесены в Госдуму в конце 2018 года и приняты в первом чтении в начале 2019 года. Затем ко второму чтению они неоднократно дорабатывались. В частности, Государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента несколько раз посылало отрицательные отзывы на разные версии законопроекта. В конце 2022 года ГПУ в своем отрицательном отзыве на очередную версию проекта поправок в закон, заявило, что сейчас реформа лизинговой отрасли «нецелесообразна», а ее «актуальность с высокой вероятностью утрачена». В весеннюю сессию 2023 года Госдума отклонила соответствующий законопроект.

В конце мая 2023 года советник первого заместителя председателя Банка России Сергей Моисеев рассказывал, что отрицательный отзыв со стороны ГПУ не играет никакой роли в продолжении реформы, на которой настаивают и ЦБ, и Минфин. «Я допускаю, что мы можем по каким-то техническим причинам отозвать законопроект (о регулировании лизинговой отрасли. – FM), но это означает, что мы его внесем в следующую сессию. Вот и все», — говорил он. В июне 2023 года директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков утверждал, что его министерство продолжит работу над реформой лизинговой отрасли и будет готовить новый законопроект, регулирующий эту сферу.