Россия научилась обходить международные санкции с помощью финансовых мостов, каждый из которых несет риски для американской банковской системы, пишет журнал The Banker.

По данным издания, сохранение стабильной работы финансовой системы стало одним из главных факторов быстрой адаптации России к западным санкциям. Достичь этого ей удалось во многом благодаря принципиально новым механизмам международных расчетов – так называемым «финансовым мостам». Эти мосты позволяют с одной стороны обходить санкции Запада, но с другой – совершать платежи через банки, имеющие корреспондентские счета в долларах США и ведущие бизнес в США. «Риски, которые при этом возникают, не покрываются действующим законодательством США, но могут иметь критические последствия для банков страны в будущем», — предупреждает издание.

Всего The Banker насчитал четыре финансовых моста, которые России построила в ответ на западные санкции. К ним издание отнесло:

  • прямые корреспондентские отношения и переход на национальные валюты в международной торговле

Так, в российско-китайских расчетах, объем которых составляет около $200 млрд, на национальные валюты приходится более 90% (против 25% в 2021 году), товарооборот с Индией за два года вырос в пять раз, с Турцией – в три раза. При этом эти же страны ведут расчеты и с США, потому получается, что финансовые схемы с Россией «обслуживаются одними и теми же банками, что должно учитываться специалистами по банковскому надзору при оценке рисков обслуживания корреспондентских счетов»;

  • удаленное открытие счетов для иностранцев, которые могут их открыть как для себя, так и для своих фирм

Иными словами, иностранцы могут дистанционно открывать счета в российских банках и переводить средства со своего иностранного счета через платежную систему «Мир» без использования Swift, а также переводить средства из России за рубеж. Участвовать в этом финансовом мосте могут 17 стран (среди них — Китай, Индия, Бразилия, Таиланд, Индонезия, Оман, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Алжир, Египет и Турция). Вместе эти страны занимают значительное место в мировой экономике, их годовой товарооборот с США превышает $1 трлн долларов, что составляет около 50 % внешнеторгового оборота США. Это означает, что контрагентам американских банков, по сути, теперь никто не запрещает одновременно заключать альтернативные соглашения об открытии счетов в интересах России. Кроме того, две из перечисленных стран – Турция и ОАЭ – находятся в «сером списке» FATF, что также несет определенные риски и требует соответствующего банковского надзора.

  • Систему быстрых платежей (СБП)

СБП позволяет россиянам осуществлять межбанковские переводы с использованием номера мобильного телефона в 37 банков из пяти стран. Список банков-участников постоянно обновляется, но большинство переводов идет в Узбекистан, Таджикистан и Беларусь.

  • депозитарные взаимодействия с другими странами БРИКС (Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР)

Этот мост, который, как ожидается, будет окончательно достроен в 2024, снизит инфраструктурные риски при инвестировании в финансовые инструменты. Депозитарные мосты обеспечат прямой доступ иностранных инвесторов к российскому фондовому рынку с возможностью проведения расчетов и выпуска ценных бумаг в национальных валютах. Первый депозитарный мост, вероятно, появится между Россией и Белоруссией для расчетов по белорусским облигациям. Второй мост, скорее всего, появится с Китаем на основе меморандума о взаимопонимании, подписанного в 2015 году между Центральным депозитарием Китая и Национальным расчетным депозитарием России, пишет The Banker.