Некоторые крупные швейцарские банки начисляют комиссии на замороженные активы российских клиентов, причем порой проценты начисляются на несколько лет вперед. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник в одном из брокеров.

Собеседник в аудиторской компании рассказал, что знает о такой практике от сотрудника швейцарского банка. Два источника в юридических фирмах слышали о случаях начисления комиссий на заблокированные активы, но не о том, что такие проценты начисляются на годы вперед. Подтвердить информацию в PostFinance, банке Raiffeisen, Julius Baer, UBS, Zurich Cantonal Bank, Vontobel и Pictet Group изданию не удалось.

По словам партнера швейцарского юридического бюро Leolex Романа Кудинова, швейцарские банки постепенно избавляются от российских клиентов под давлением регулирующих органов, однако часть крупных и очень крупных клиентов они так и продолжают обслуживать. С россиянами все еще работают Vontobel и ряд других крупных швейцарских банков, в том числе берут новых клиентов, знает сооснователь финтех-компании Skyfort Сергей Ишков. Также бизнесмен сталкивался со случаями, когда россияне переходили из одного банка в другой, например из UBS в J.P. Morgan Switzerland.

Но сейчас банки требуют гораздо больше подтверждений того, что клиент не связан с Россией, рассказывает Ишков. Источник в брокере знает о случаях, когда европейские банки просили клиентов отказаться от российского гражданства.

Еще одна актуальная проблема заключается в том, что паспорта третьих стран (Турция, Израиль и др.) больше не помогают избежать сегрегации счетов в европейских банках, когда клиент не получает дохода по ценным бумагам (купоны, дивиденды), но сами активы вывести возможно, говорит собеседник в брокере. Британские банки пока не сегрегируют счета, но это ближайшая перспектива, оценивает источник.

На практике состоятельные россияне по возможности оставляют основную часть активов в банках Швейцарии, а остальные переводят в крупные банки дружественных стран, говорит партнер мультисемейного офиса группы компаний ITSWM Екатерина Попова. Уровень комфорта и стандарт частного банковского обслуживания, заданный Швейцарией, понятен российскому клиенту и на контрасте ему сложно адаптироваться к «восточному подходу» в ОАЭ, Омане или Турции, добавляет партнер BKHK Law Firm Роман Хаминский.