• Группа российских экономистов опубликовала доклад с дополнительными антикризисными мерами
  • Они предлагают увеличить поддержку МСБ и населения – в том числе за счет прямых выплат
  • При любом сценарии ВВП России в 2020 году упадет
фото: pxhere

Российские экономисты представили доклад «Коронакризис-2020: Что будет и что делать? Сценарии развития кризиса и необходимые меры экономической политики», в котором предложили дополнительные антикризисные меры. В состав группы вошли бывший замминистра финансов Олег Вьюгин и профессор экономики Sciences Po Сергей Гуриев. 

Детали. Авторы доклада пишут, что кризис 2020 года в России может иметь более серьезные последствия, чем кризисы 1998, 2008-2009 и 2014-2015 годов. Российская экономика более уязвима к кризису, поскольку Россия столкнулась не только с пандемией, которая требует ограничения экономической активности, но и снижением цен на нефть, что сократит доходы бюджета. 

Экономисты предполагают, что российский ВВП в 2020 году снизится и считают, что экономических мер правительства будет недостаточно. Frank Media выбрал главное из доклада:    

  • Экономисты представили консенсус–прогноз с тремя вариантами развития ситуации: оптимистическим, умеренным и пессимистическим. В оптимистическом стоимость нефти в 2020 году составит $40 за баррель, мировая экономика вырастет на 0,7%, а российская замедлится на 3,7%. Умеренный прогноз предполагает, что нефть в 2020 будет стоить $31, мировая экономика замедлится на 1,9%, а российская – на 5,7%. В негативный прогноз заложена нефть по $24 в 2020 году, замедление мировой экономики на 3,7%, российской – на 8,6%.  
  • В развитых странах программы поддержки достигают 10–15% ВВП: сюда входят меры, снижающие налоговое бремя, поддерживающие финансовую систему (то есть кредитование), а также прямые выплаты населению и бизнесу, которые поддерживают занятость и спрос.
  • Объявленные российским правительством меры составляют около 2,5% ВВП, их экономисты считают недостаточными. Меры поддержки должны быть увеличены минимум до 4,5 трлн рублей – это около 4% ВВП и в первую очередь должны быть направлены на помощь малому и среднему бизнесу. 
  • Бюджетное правило необходимо скорректировать. В этом году может быть потрачена примерно половина Фонда национального благосостояния (4% ВВП), этими деньгами можно заместить не только выпадающие нефтегазовые доходы, но и не-нефтегазовые. Часть экономистов предложила потратить средства ФНБ на прямые выплаты населению.
  • Средств ФНБ для поддержания экономики не хватит, поэтому экономисты предлагают увеличить госдолг – в консервативном сценарии объем смягчения должен составить 1,5–2% ВВП, в радикальном – до 6%. Однако спрос на ОФЗ в острую фазу кризиса будет слабым, поэтому обязательства мог бы выкупить ЦБ, либо за счет прямые покупок, либо через операции РЕПО с банками, пишет Олег Вьюгин. После окончания острой фазы кризиса эти бумаги можно будет вернуть на рынок. «При судорожном сжатии спроса, вызванным мерами карантина, инфляционные последствия этого временного количественного смягчения были бы очень ограниченными», – подчеркивает Вьюгин. 
  • Правительство должно поддержать население и МСБ выплатами. Сейчас меры поддержки МСБ включают в себя отсрочки и кредиты по обязательным платежам на полгода, однако через полгода многие компании и ИП не смогут расплатиться из–за потерянной во время простоя выручки. Возместить издержки бизнеса должен бюджет, если компании сохранят занятость и продолжат работать сразу после карантина. 
  • Экономисты предлагают также оказать поддержку населению, поскольку некоторые люди потеряют доход, а у двух третей россиян нет сбережений. Гуриев из Sciences Po полагает, что необходимо делать прямые выплаты россиянам – 20 тыс. рублей в месяц всем взрослым, субсидировать ЖКХ – разрешить не оплачивать до 5 тыс. рублей в месяц, а также удвоить пенсии на время карантина. Эти меры обойдутся в 2,85 трлн рублей в месяц. 
  • Широкую поддержку крупных предприятий экономисты считают ошибочной. Если после кризиса быстро восстановится работа МСБ, то восстановится и спрос на продукцию крупных компаний, поэтому МСБ больше нуждаются в помощи, чем крупные компании.      

Контекст. Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина отмечала, что ЦБ следит за ситуацией и в случае необходимости введет дополнительные меры поддержки экономики. 

Набиуллина также говорила, что ЦБ не видит необходимости в прямых выплатах населению. По ее словам, прямые выплаты можно совершать, когда других возможностей поддержать экономику нет. У ЦБ пока есть возможность поддержать потребительскую активность и доходы за счет ключевой ставки и других мер, подчеркивала Набиуллина. 

Зачем вам об этом знать. Правительство принимает меры экономической поддержки исходя из развития ситуации с коронавирусом. Если она продолжит ухудшаться, предложенные экономистами антикризисные меры могут оказаться востребованными.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!