Международные инвесторы постепенно, «на цыпочках», возвращаются на давно заброшенный внутренний рынок облигаций Турции, поскольку масштабные экономические реформы и резкий рост доходности постепенно повышают привлекательность бумаг этой страны, пишет Financial Times (FT).

По данным Центробанка Турции, управляющие иностранными фондами во второй половине 2023 года купили турецких государственных облигаций на $700 млн, что является рекордным показателем с начала 2021 года. Приток новых инвестиций свидетельствует о том, что экономическая реформа, начавшаяся после переизбрания президента Реджепа Эрдогана, вызвала интерес инвесторов к турецким активам, включая долговые обязательства в лирах, которых они избегали в течение многих лет, отмечает FT.

Вкус месяца

«Ситуация меняется довольно быстро», — отметил управляющий долговыми фондами развивающихся рынков в Fidelity International сказал Пол Грир. По его словам, турецкая лира и облигации в местной валюте — это «вкус месяца».

Портфельный менеджер Allianz Global Investors Карлос Карранса,, считает, что новая монетарная и фискальная политика турецких властей подает рынку «позитивные сигналы». «Турция борется с инфляцией, позволяет центральному банку быть независимым и повышать ставки, а также работает над решением проблемы в налоговой сфере», — отметил он.

Резкий отход от политики низких ставок, которую годами пропагандировал Эрдоган, называвший высокие процентные ставки «матерью и отцом всего зла», вызвал шок на внутреннем рынке облигаций Турции. Индекс турецких облигаций в национальной валюте в 2023 году упал примерно на 53%, что является худшим показателем среди всех крупных развивающихся рынков. В результате этого падения доходность по индексу государственных облигаций Турции достигла 25%, самого высокого уровня почти за два десятилетия, по сравнению с менее чем 9% в мае.

Аналитики отмечают, что хотя доходность все еще остается значительно ниже текущего уровня инфляции, она наконец-то приблизилась к уровню ожидаемого роста цен, что потенциально создает возможности для инвестирования в облигации. Например, базовая доходность двухлетних облигаций, составляющая 35%, сейчас значительно выше прогноза центрального банка по инфляции в 14% на конец 2025 года, согласно данным Refinitiv.

Инвесторы говорят, что падение лиры на 35% по отношению к доллару в этом году также способствовало тому, что турецкие активы стали выглядеть более привлекательными.

Опасения остаются

Впрочем, по данным FT, доля иностранного владения в активах турецкого госдолга все еще небольшая. По данным министерства финансов, международные инвесторы владеют менее чем 1% государственных облигаций страны в местной валюте, тогда как еще в 2015 году их доля составляла 22%.

Многие инвесторы говорят, что по-прежнему опасаются, что Эрдоган может вернуться к неортодоксальной экономической политике в преддверии муниципальных выборов в марте следующего года. В то же время аналитики говорят, что лира может еще больше упасть в ближайшие месяцы, это подтверждает недавний опрос Центрального банка среди местных инвесторов и предпринимателей.

«Люди присматриваются, и мы наблюдаем некоторый приток средств, но для того, чтобы покупать сейчас, нужно быть действительно уверенным в Турции», — сказал старший стратег по суверенным рынкам развивающихся стран в BlueBay Asset Management Тимоти Эш.

Некоторые инвесторы говорят, что растущая напряженность между Турцией и ее западными союзниками также сдерживает приток новых инвестиций. Так, США решительно поддержали Израиль после нападения ХАМАС 7 октября. Однако Эрдоган, напротив, обвинил Израиль в совершении «военных преступлений» и заявил, что ХАМАС, который США считают террористической организацией, является «освободительным» движением.

Руководство финансового блока правительства Турции сменилось летом 2023 года: в июне ЦБ страны возглавила Хафизе Гайе Эркан, которая раньше занимала руководящие должности в крупном американском инвестбанке Goldman Sachs. А назначение Мехмета Симсека, пользующегося большим уважением на международных рынках, министром финансов, усилили ожидания того, что Турция откажется от своей неортодоксальной политики, из-за которой лира потеряла более 80% стоимости с 2018 года.

Центральный банк с начала июня шесть раз повышал процентные ставки с 8,5% до 40%, пытаясь затормозить рост инфляции, которая по-прежнему превышает 60%. Фискальная политика также была значительно ужесточена за счет повышения налогов и других мер, направленных на охлаждение внутреннего спроса. Кроме того, правительство позволило лире торговаться более свободно.