Фото: Росконгресс

Сбербанк представил свою, возможно, самую амбициозную стратегию. Фокусом станет построение человекоцентричной компании на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ) с рекордными инвестициями в IT на 450 млрд рублей. Аналогов таких компаний в мире пока нет, тем сложнее инвесторам, клиентам, да и сотрудникам Сбербанка понять, где же они в итоге окажутся.

Сложное слово «человекоцентричность»

начале ноября глава «Сбера» Герман Греф, ранее признанный визионером практически во всем мире, говорил о том, что эта стратегия вызвала большое количество дискуссий. Источник Frank Media, близкий к наблюдательному совету, рассказал, что некоторые обсуждения были довольно конфликтными, так как «Греф хотел делать либо эту стратегию, либо никакую».

Мы верим, что ответственная работа по развитию искусственного интеллекта во благо человека приведет к становлению новой человекоцентричной модели экономики и общества в целом. И мы хотим быть частью этого и предложить человеку всё богатство возможностей, которое дают новые технологии.

здесь и далее цитаты из выступления президента Сбербанка Германа Грефа перед инвесторами

Президент Сбербанка объяснял принцип человекоцентричности на примере больницы, где врач стремится не просто вылечить человека, а сделать так, чтобы тот не стал пациентом.

Однако на примере банка объяснить оказалось сложнее. Что принцип будет означать для клиентов Сбера, пока не очень понятно. В ответ на вопрос корреспондента Frank Media Греф указал, что «если компании не изменят бизнес-модель и будут сохранять продуктоцентричность и рассматривать человека как источник финансовых донатов или инвестиций, видеть только кошелек клиента», они будут уходить из конкурентного пространства. Однако о каких-либо конкретных изменениях в работе банка и его компаний говорить не стал.

Меняйся или умри

По словам Грефа, команда менеджеров банка посмотрела в 2035 год и не увидела, «как можно продолжать жить, не изменив базовые институты». И начиная с 2024 года Сбербанк начнет готовиться к масштабным изменениям своей структуры, технологий и бизнес модели.

Это потребует изменений в трех основных областях: технологиях, бизнес-модели и культуре. Мы должны завершить нашу технологическую трансформацию, переведя большинство наших решений на автоматизированный режим и в онлайн. Также мы планируем создать умного ИИ-помощника с высоким уровнем экспертизы во всех областях нашей деятельности.

С помощью ИИ банк рассчитывает:

  • повысить адаптивность человека и организации;
  • демократизировать технологии;
  • помогать в ликвидации цифровых разрывов на территории страны;
  • создавать безопасный, подконтрольный и доверенный искусственный интеллект.

Выступая перед инвесторами, топ-менеджеры банка каждый на примере своего подразделения пытались объяснить, что же такое эта человекоцентричность. Так, первый зампред Кирилл Царев, курирующий розницу, рассказывал, как с помощью ИИ Сбербанк автоматизирует большинство решений, создаст умных ИИ-помощников для клиентов. Также для розницы основные задачи внедрение культуры неравнодушия и содействия клиентам, а также глубокое понимание контекста. 

Госбанк будет помогать компаниям развивать бизнес, говорил первый зампред Александр Ведяхин, обещая ускорить выдачу оборотных кредитов бизнесу.

Старший вице-президент Андрей Белевцев, отвечающий за технологии, объявил о начале самой масштабной IT-трансформации Сбербанка и не менее масштабных инвестициях в 450 млрд рублей. По его словам, изменения будут нацелены на повышение скорости обработки данных, чтобы многочисленные помощники работали быстро и эффективно.

Директор департамента финансов Тарас Скворцов обещал зарабатывать больше, повышать прибыль за счет технологий, заверяя, что от использования ИИ у Сбербанка уже в 2021-2023 году доходы составили 800 млрд рублей. Однако основную часть прибыли банк будет получать от привычного ему кредитования в маржинальных сегментах: сегменте малого бизнеса, потребкредитовании, кредитках и автокредитах. Кроме того, Скворцов указал, что у банка и так большая клиентская база и он будет от количественного роста двигаться в сторону качественного.

Греф же в итоге указал, что так как банк зарабатывает часть прибыли от успеха, то придется мерить успех в количественных показателях и привязывать к этим показателям мотивацию команды.

ИИ здорового человека

В ответ на вопрос, как другие компании смогут конкурировать со «Сбером» на фоне таких огромных инвестиций в IT, Герман Греф заявил, что госбанку нужна конкуренция, а не «никакая ни монополия, ни олигополия» .

Сам госбанк намерен в основном развиваться органическим путем, хотя допускает «покупку каких-то сервисов», это «когда-нибудь да случается». Практически все посылы руководства «Сбера» сводились к помощи человеку во всех ипостасях: заемщику, предпринимателю, пациенту и пр.

Мы хотим стать одной из первых человекоцентричных компаний. Теми, кто поможет человеку раскрыть свой потенциал и выжить в сегодняшнем мире избытка технологий и информации.
Именно искусственный интеллект может стать персональным помощником каждого человека — помощником в анализе и обработке огромного объема информации, в целеполагании, правильной приоритизации и организации жизни, помощником, который позволит расширить возможности человека и освободить его от рутины.

Первыми неудовольствие стратегией показали инвесторы, которые стали продавать акции после объявления деталей новой дивидендной политики. Госбанк сохранил долю выплат от чистой прибыли в 50%, а также повысил уровень достаточности капитала, на который ориентируется менеджмент при составлении рекомендаций о дивидендах с 12,5% до 13,3%. К 16.00 котировки обыкновенных акций Сбера потеряли почти 3,5%, снизившись до 270 рублей.

Прожить еще 182 года

Греф признал, что идея человекоцентричности рассчитана на более долгий срок, чем таковой у новой стратегии. Однако с учетом всех рисков, основным из которых он считает геополитические, это сейчас достаточно значимый отрезок времени. Сбербанку нужно много времени, чтобы выполнить выбранные задачи, так как перейти к новой модели быстро не получится. «Мы решили начать эти изменения сейчас, так как изменения требуют времени — нужно подготовить новый технологический стэк, например», — сказал Греф. Однако несмотря на это, он считает стратегию своевременной и надеется, что она позволит Сбербанку просуществовать еще 182 года.

Команда вдохновлена целью. Все понимают, что это очень непросто, но очень интересно. Любая инновация — с одной стороны это много возможностей, но есть и какое-то количество мин, на которые желательно не наступить. Следующие три года будут посвящены постепенному разминированию этого поля и нахождению ответов на вопросы, которые сегодня остаются.

Греф в ответ на вопрос корреспондента Frank Media 6 декабря 2023 года

Большие затраты для нас сейчас как раз в отсутствии человекоцентричности, а не наоборот, резюмировал он.