Примерно 73% европейских банков торгуются ниже своей балансовой стоимости (то есть, по сути, капитала), и делают так уже более десяти лет. Как пишет издание Financial Times (FT), об этом говорится в исследовании Boston Consulting Group (BCG), которое должно было быть опубликовано в январе 2024 года, но детали которого стали известны на Глобальном банковском саммите FT на прошлой неделе.

«В бизнес-школе, — пишет FT, — вас учат простому уроку: если компания в течение длительного периода времени торгуется ниже стоимости своих чистых активов, ее следует закрыть или расформировать… Добро пожаловать в царство европейских банков-зомби».

Тем не менее, FT называет европейские кредитные организации «необычными зомби». В отличие от стандартных «ходячих мертвецов», годами поддерживаемых сверхнизкими процентными ставками, а теперь отчаянно борющихся с возросшими затратами из-за повышения ставок, у банков сложилась обратная ситуация. Их маржа от кредитования, наоборот, подскочила благодаря ужесточению денежно-кредитной политики зоны евро. Согласно данным аналитиков Mediobanca, многие европейские кредитные организации даже демонстрируют здоровую прибыль. Так, дивидендная доходность их акций (отношение дивидендов к стоимости акции) составляет более 15%, несмотря на «упорно низкую» стоимость бумаг банков.

Впрочем, как отмечается в докладе BCG, это не чисто европейская проблема: от низкой оценки страдает более трети американских банков и почти все банки в некоторых регионах Азии.

Аналитики выделяют четыре основные причины, влияющие на недооцененность европейских банков:  

  • «анемичный» экономический рост в регионе;
  • налоговая политика в ЕС (банковские сверхналоги были введены в нескольких странах зоны евро либо в качестве наказания за ущерб, нанесенный ими в 2008 году (как в Великобритании), либо в качестве более поздней реакции на повышение прибыли (как в Испании);
  • ограниченность присутствия банков в странах ЕС из-за раздробленности рынка (даже самые амбициозные европейские банки имеют значительное присутствие только в двух или трех европейских странах);
  • относительно слабый инвестиционный потенциал (американские банки, к примеру, опережают своих европейских конкурентов по объему инвестиций в технологии).

Все это делает «медвежий» сценарий для европейских банков легко осуществимым, особенно на фоне роста дефолтов по кредитам на данном этапе экономического цикла, отмечает FT.

C другой стороны, некоторые инвесторы считают факт низкой стоимость европейских банков не таким критичным и вполне преодолимым. «Неважно, что их стоимость все еще ниже балансовой, — сказал изданию один из трейдеров-быков. — Если они вырастут с 35% от балансовой стоимости до 70%, вы все равно удвоите свои деньги». Если со временем инвесторы убедятся, что банковские балансы устойчивы, политическая обстановка остается стабильной, а воспоминания о прошлых разочарованиях исчезнут, европейские банки однажды смогут вернуться к своей нормальной балансовой стоимости, окончательно изгнав феномен зомби, пишет FT.