Бизнес-школы центральной и восточной Европы проходят испытание на прочность из-за российского-украинского конфликта, который оказал сильное влияние на мобильность студентов, научный обмен и международное партнерство, пишет издание Financial Times (FT).

События февраля 2022 года ограничили набор учащихся из России и Украины, двух ключевых рынков для образовательных школ этого региона. Так, о сокращении потока российских и украинских студентов изданию, в частности, рассказала директор-основатель Школы менеджмента IEDC Bled в Словении Даница Пург.

Как и другим бизнес-школам в регионе, IEDC Bled пришлось быстро адаптироваться к этим геополитическим изменениям. Диверсифицировав работу по набору персонала, школа стала ориентироваться на студентов и корпоративных клиентов из регионов, которые меньше пострадали от российско-украинского конфликта, включая Центральную Азию и Западную Европу.

«Мы обращаемся к другим рынкам. Мы больше не можем выживать только за счет соседних стран», — говорит Пург. По ее словам, снижение числа студентов из России и Украины пока удается компенсировать за счет учащихся из Греции, Турции и Китая.

Геополитические события также внесли изменения в сами программы обучения. Например, Стокгольмская школа экономики в Риге обновила учебную программу, включив в нее курсы, отражающие меняющиеся политические реалии. «Геополитика — это предмет, который внезапно приобрел очень большое значение. Мы должны гарантировать, что наши выпускники смогут работать в сложной международной обстановке», — рассказал ректор школы Андерс Паалзов.

FT напоминает, что за последние несколько десятилетий бизнес-образование в странах центральной и восточной Европы претерпело серьезные изменения. Окончание холодной войны, распад восточного блока и переход от плановой экономики к рыночной привели к росту спроса на квалифицированные кадры в области бизнес-администрирования, что, в свою очередь, увеличило спрос на обучение менеджменту.