Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) отзывает ранее присвоенные незапрошенные кредитные рейтинги правительству Республики Беларусь без одновременного их подтверждения «по неаналитическим причинам», говорится в сообщении агентства. Речь идет о долгосрочных кредитных рейтингах в иностранной валюте на уровне «B+» и в национальной валюте — «B+» (прогноз по кредитным рейтингам «развивающийся»), а также краткосрочных кредитных рейтингах в иностранной валюте на уровне «B» и в национальной валюте — «B».

Эти суверенные кредитные рейтинги были впервые присвоены республике по инициативе АКРА (то есть без заключения соответствующего договора) в 2020 году. Незапрошенные суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА, отмечают в агентстве.

При этом АКРА подтвердило кредитные рейтинги выпуска облигаций серии 08 с датой погашения в апреле 2026 года по международной шкале – «B+» и по национальной шкале — «BBB-(ru)», следует из позже появившегося сообщения агентства. «При подтверждении кредитных рейтингов указанного облигационного выпуска учитывалась кредитная оценка Беларуси», — говорится там.

Точная причина отзыва суверенных рейтингов в сообщении не поясняется. В пресс-службе агентства Frank Media заявили, что «АКРА прекращает поддерживать незапрошенные суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь в связи с мнением эмитента о целесообразности продолжения поддержания только кредитных рейтингов, присвоенных в рамках договора». В 2020 году АКРА по своей инициативе присвоило Республике Беларусь незапрошенные суверенные кредитные рейтинги, однако уже в 2022 году между АКРА и Минфином страны был заключен договор на присвоение и поддержание кредитных рейтингов облигаций эмитента.

Последнее рейтинговое действие в отношении Беларуси было произведено в первой половине августа 2023 года, именно тогда агентство подтвердило рейтинг страны на уровне «B+» с «развивающимся» прогнозом. «Развивающийся» прогноз по рейтингу Беларуси «отражает существующую неурегулированность вопроса выплат по суверенным еврооблигациям страны», ранее отмечало агентство. В АКРА в сентябре 2023 года заявляли, что в случае сохранения существенных ограничений в отношении круга инвесторов, которые могут получить выплаты в белорусских рублях, а также дополнительных ограничений по доведению купонных платежей до владельцев евробондов АКРА будет оценивать влияние складывающейся ситуации на кредитные рейтинги страны с учетом всей имеющейся информации.

Проблемы с получением выплат по евробондам

Российские инвесторы с июля 2022 года не получают выплаты (купоны и погашения) по белорусским еврооблигациям, после того как Citibank отказался обслуживать белорусские еврооблигации и проводить выплаты по ним. Сначала в отсутствие иностранного контрагента белорусский Минфин предложил инвесторам получать выплаты по евробондам в белорусских рублях через белорусскую инфраструктуру на счета в местном банке. Через такой механизм Минфин провел несколько выплат по четырем выпускам евробондов: Belarus-2026 ($500 млн), Belarus-2027 ($600 млн), Belarus-2030 ($600 млн) и Belarus-2031 ($750 млн). Еще один выпуск, Belarus-2023 на $800 млн, был погашен в феврале, также в белорусских рублях. Но инвесторы, специально открывшие счета в белорусских банках и подтвердившие право владения еврооблигациями, не получили выплаты или получили только часть средств, рассказывал РБК председатель совета Ассоциации владельцев облигаций Александр Беркунов.

После этого в сентябре 2023 года Белоруссия пересмотрела механизм выплат. По новой схеме выплаты в адрес инвесторов-нерезидентов также будут проходить в белорусских рублях, но через иностранные депозитарии, которые заключат соответствующие соглашения с Министерством финансов Белоруссии. При этом получат выплаты только инвесторы, купившие облигации до 6 сентября 2022 года (в этот день вступило в силу решение об отказе Citibank от работы с белорусскими бумагами). Инвесторам, купившим бонды после этой даты, Минфин Белоруссии предлагает обменять еврооблигации на внутренние облигации или выкупить их по цене 30% от номинала. Но пока неизвестно ни об одном успешном кейсе получения выплат или замены бумаг.

«Указанный порядок разработан и применяется по причине действующих санкционных ограничений, в том числе в отношении Национального банка как финансового агента Правительства Республики Беларусь, а также сохраняющейся невозможности западной инфраструктуры обеспечивать доведение выплат до всех владельцев еврооблигаций», — говорилось в сообщении Минфина республики. В октябре там снова пообещали, что Беларусь рассчитается по своим обязательствам перед российскими держателями евробондов после заключения соглашения с Национальным расчетным депозитарием.

Что может значить отзыв рейтингов Беларуси от АКРА?

  • Отзыв рейтинга по «неаналитическим» причинам обычно означает, что либо рейтингуемое лицо перестаёт платить за рейтинговые услуги, либо агентство перестаёт получать от него информацию, необходимую для присвоения рейтинга, говорит руководитель отдела аналитики долгового рынка «Ренессанс Капитал» Алексей Булгаков. В сообщении АКРА указывается, что оно присваевает рейтинги Беларуси «без договора», (то есть не получая за это компенсации) и использует для них информацию «на основании публичных данных». Таким образом, причины отзыва рейтинга из сообщения не ясны. «Стоит отметить, что по сообщениям СМИ, в последние несколько месяцев российские держатели еврооблигаций Беларуси посылали в АКРА запросы с просьбой сделать рейтинговую оценку  ситуации с платежами по еврооблигациям МинФина страны», — отмечает эксперт.

    АКРА была единственным российским рейтинговым агентством, рейтинговавшим Беларусь. Отсутствие кредитных рейтингов может иметь последствия для держателей российских облигаций Беларуси (два выпуска общим объёмом 20 млрд рублей) в виде досоздания резервов или выхода из позиции. Для держателей еврооблигаци Беларуси отзыв рейтинга, наверное, с практической точки зрения ничего не значит, отмечает Алексей Булгаков.
  • «АКРА ранее автоматически присвоила данные рейтинги Республике Беларусь. Но сам эмитент не заключил договор с АКРА. Соответственно АКРА тратит ресурсы на поддержание рейтингов, и ничего не получает. В условиях оптимизации бизнесов все компании пытаются сократить операционные издержки», — считает директор департамента управления активами УК «Ингосстрах Инвестиции» Артём Майоров.
  • Обычно так происходит, когда агентство перестаёт иметь достаточно информации для рейтингования, отмечает представитель «Цифра брокер». «Для инвесторов в этом случае повышаются риски инвестиций в инструменты лица, у которого отозван рейтинг. Следует также заметить, что ранее (в сентябре и октябре) Fitch и S&P отозвали рейтинги Беларуси в связи с недостаточным участием страны в рейтинговом процессе и отсутствии данных или достаточной информации», — обратил внимание он.