Банки должны нести финансовую ответственность за похищенные средства со счетов клиента. Это заставит их эффективнее предотвращать мошенничество, цитирует «Интерфакс» выступление директора департамента финансовой политики Минфина Ивана Чебескова на конференции «Территория финансовой безопасности».

Сейчас, по сути, в большинстве случаев гражданин сам с этим разбирается, то есть у него украли деньги, он идет в суд, обращается, но статистика очень плачевная, порядка, по-моему, 5%, которые реально удается доказать, что гражданину можно возвращать деньги. <…> В большинстве случаев — гражданин сам это сделал, ему еще говорят, что ты нарушил условия договора, в общем, сам за все отвечай. Мне кажется, такая позиция в текущих условиях неправильная.

цитата по «Интерфаксу»

В 2022 году мошенники смогли похитить 14,2 млрд рублей, причем вернуть удается обычно 3-4%, сообщал ранее Центробанк. При этом они стали работать эффективнее — сумма украденного выросла на 4,3% при сокращении количества операций на 15%. Доля телефонного мошенничества, по данным Сбербанка, составляет 85%. И все чаще мошенникам удается убедить граждан оформить кредит. Всего население под влиянием мошенников оформило более 200 млрд рублей кредитов.

Позиция Минфина — банки частично должны брать на себя ответственность. Если обязать банки «платить половину, от того, что заберут у клиента», тогда мотивация другая, считает Чебесков. По его мнению, это будет подталкивать банки бороться с мошенниками, ведь деньги «будут воровать напрямую у банков».

Регуляторы пытаются исправить ситуацию с мошшенничеством не первым год. В июле Госдума обязала банки проверять переводы и в течение 30 дней возвращать украденные средства, если транзакция была переведена без согласия клиента. В октябре вступил в силу закон об информационном обмене между ЦБ и МВД, чтобы ускорить взаимодействие по борьбе с кибермошенниками. Кроме того, полиция в России хочет получить право блокировать расходные операции на счетах подозреваемых в кибермошенничествах на срок до 10 дней без решения суда.