Депутаты Европейского парламента призвали ввести санкции против Газпромбанка (ГПБ), его дочерних компаний, а также членов советов директоров и руководства. Данное предложение было включено в резолюцию об эффективности санкций ЕС в отношении России, которую парламентарии одобрили на пленарном заседании 9 ноября 2023 года.

Сотрудник пресс-службы Европейского парламента Виктор Альмквист сообщил корреспонденту Frank Media, что голосование по этому вопросу проходило путем поднятия руки, поэтому данные о точном количестве депутатов, поддержавших резолюцию, отсутствуют. Комментируя вопрос о том, какую юридическую силу имеет призыв ввести санкции против ГПБ, Альмквист отметил, что данное предложение «действительно, не является обязательным [к выполнению – FM]. «Решение о санкциях принимает Совет ЕС, а не парламент», — подчеркнул собеседник агентства. Во фракции партии ECR, которая в том числе принимала участие в подготовке резолюции, не смогли сообщить, о каких именно санкциях идет речь.

Согласно опубликованному тексту резолюции, европейские депутаты также предложили ввести санкции против всех крупнейших российских нефтяных компаний, а также потребовали полного закрытия рынка ЕС для российского ископаемого топлива, полного запрета на импорт российского СПГ и сжиженного газа и введения полного запрета на продажу и огранку алмазов российского происхождения. Замороженные российские активы, по мнению политиков, должны быть использованы для финансирования восстановления Украины.

В апреле 2023 года с призывом отключить Газпромбанк от SWIFT – международной системы, которую используют банки для обмена платежами между странами, выступили Польша и страны Балтии. В их совместном заявлении, в частности, указывалось, что «учитывая роль банка в схеме российского истеблишмента по растрате государственных средств, а также использование Кремлем банка для продвижения своих политических интересов отключение ГПБ от SWIFT имеет приоритетное и символическое значение». В качестве альтернативной меры (если отключение от SWIFT окажется неприемлемым), они предлагали «минимальную опцию» — заморозить активы банка. В июне прошлого года с аналогичным предложением выступила Варшава. В сентябре Bloomberg со ссылкой на источники писал, что ряд стран ЕС обсуждают такую возможность.

ЕС уже отключила от SWIFT 10 российских банков, включая крупнейшие – Сбербанк и ВТБ.

Frank Media направил запрос в Газпромбанк.