В 2022 г. россияне отдали мошенникам более 14 млрд руб, подсчитал Банк России. Львиная доля из них — 13,4 млрд руб — это операции со стороны физических лиц и только 807,7 млн — со стороны юридических. Frank Media вместе с экспертами разбирался: что делать, если вы перевели деньги мошенникам.

Я перевел деньги мошенникам, банк их вернет?

Статистика ЦБ неутешительна: в 2022 г. банки вернули клиентам только 4,4% от всех похищенных средств. Причина проста. Закон обязывает банк вернуть деньги только при соблюдении двух условий:

  1. Деньги списались со счета без ведома клиента. То есть он не сообщал никому конфиденциальные сведения (пароль, пин-код) и не передавал данные карты.
  2. В течение суток клиент уведомил банк, заблокировал карту и написал заявление на возврат.

Проще говоря: банк вернет деньги в том случае, если он сам не обеспечил их сохранность. Однако таких случаев немного. В последнее время банки проделали большую работу, чтобы сохранить в безопасности средства клиентов, напоминает Анастасия Чумак, соруководитель практики защиты прав инвесторов компании «Интерцессия».

Основной инструмент злоумышленников — это методы социальной инженерии, то есть когда человек под психологическим давлением сам отдает деньги мошенникам.

“Часто злоумышленники представляются сотрудником техподдержки банка и сообщает о подозрительных операциях или действиях на смартфоне потенциальной жертвы, об оформлении заявки на кредит через онлайн-банк или входе с нового устройства в учетную запись, а также совершенных переводах незнакомым лицам. — комментирует пресс-служба ВТБ. — Клиентам могут поступать звонки от псевдо-сотрудников правоохранительных органов или центрального банка, которые сообщают о возбуждении уголовного дела в отношении клиента или третьих лиц, а также предлагают перевести деньги на безопасный счет”.

Примерно каждый третий случай мошенничества приходится на схемы с оформлением кредитов, по данным ВТБ. Минимизировать риск в этом случае поможет самозапрет на оформление кредитных договоров.

Если владелец счета сам перевел деньги, пусть даже под давлением, то вернуть средства будет сложнее.

Что делать, если я сам перевел деньги мошенникам?

Шаг 1. Сообщить в банк. 

Сделать это нужно сразу, как только у вас возникли подозрения, что вы столкнулись с мошенниками. Так будет больше шансов, что злоумышленник не успеет вывести или обналичить похищенные деньги, комментирует пресс-служба ВТБ. Сделать это можно через контактный центр банка, напоминает “Райффайзенбанк”.

  • заблокируйте карту или учетную запись онлайн-банка, сделать это можно по номеру горячей линии, в приложении или на официальном сайте. 
  • составьте официальное обращение в банк, максимально подробно описав ситуацию его сотруднику. Например, клиенты Сбербанка могут сделать это через Сбербанк-онлайн, по телефону горячей линии или в отделении банка, говорится на сайте банка в разделе “Кибрарий”, посвященном кибербезопасности. 
  • получите выписку по движению средств на картах и счетах. Эта информация потребуется при обращении в полицию, обращает внимание пресс-служба ВТБ.

Можно попытаться оспорить покупку через интернет, оставив заявку на возврат средств. “После этого направляется запрос в банк-эквайер, — рассказывает представитель ВТБ. — Клиент может опротестовать операции по оплате, совершенной только по карте, перевод с карты на карту вернуть невозможно”. 

Шаг 2: Написать заявление в МВД. 

Подать заявление можно в отделении по месту жительства или на сайте ведомства мвд.рф через форму “прием обращений”. При подаче заявления оффлайн вы получите талон-уведомление, при обращении онлайн — код. По ним вы сможете отслеживать состояние дела.  

В заявлении нужно указать:

  • получателя — управление МВД в вашем регионе. При обращении в электронном виде, вы сможете выбрать его автоматически
  • свои данные: ФИО, адрес, телефон, электронную почту
  • данные того, против кого вы просите принять меры. Если они неизвестны, то это — “неустановленное лицо”. 
  • описание того, что произошло. Укажите реквизиты своего счета и название банка, приложите все, что у вас есть: скрины переписки, мошеннических сайтов, выписки из банка с данными о переводе, договоры и проч
  • укажите все, что вам известно о мошенниках. Это могут быть номер телефона или счета, на который вы отправили перевод.
  • ущерб, который вы получили

“Повысить шансы на возврат средств может понимание, кто конкретно совершил правонарушение. Если это неустановленные лица, то сделать что-либо будет крайне сложно,  — говорит Анастасия Чумак. — Имя и фамилия, название юридического лица – любые данные, которые позволят найти подозреваемого и его привлечь. Также нужно зафиксировать факт перевода средств мошенникам, факт разговора с ними по телефону или через мессенджер. Если это был фишинговый сайт, то нужна его ссылка, а также дополнительно скриншот с URL. В случае, если это был фишинг, правоохранительным органам будет крайне сложно установить виновного, часто бенефициары подобных ресурсов находятся за пределами РФ”.

В течение 30 дней МВД проведет проверку и решит, возбуждать уголовное дело или нет. От этого решения зависит, что делать дальше. Допустим, дело возбуждено и вас признали потерпевшим — подавайте гражданский иск о возмещении ущерба, включая моральный. Так следователи смогут заблокировать счета мошенников (если их найдут).  

Если полиция отказала, то следующий шаг — это жалоба в вышестоящую инстанцию.

Шаг 3. Сообщить в ЦБ 

Это может помочь в расследовании. Например, если вас обманула компания, то регулятор проведет проверку и отправит ее результаты следователям.

Даже если вы не пострадали, то вы все равно можете обратиться в полицию и к регулятору. Это подпортит мошенникам бизнес и убережет других людей. Так, в прошлом году на основании сведений Банка России ограничен доступ к 10 716 ресурсам, в три раза больше, чем в 2021 г.

Как обезопасить свои деньги от мошенников

Главный лайфхак – не попадаться на такие уловки, говорит Анастасия Чумак: “Внимательно смотрите, на каких ресурсах вы находитесь, совпадают ли они с официальными (перепроверьте через поисковые системы). Часто, в названии фишингового сайта есть минимальное отличие от оригинального (дополнительный пробел, лишняя буква и т.д.)”. 

При получении в мессенджеры сообщения от родственников или знакомых с просьбой помочь и перевести им деньги, перезвоните написавшему и уточните просьбу, добавляет пресс-служба ВТБ. Не слушайте призывы “срочно”, говорит Чумак, в большинстве случаев это банальное давление.

На звонки с незнакомых номеров лучше не отвечать, а общение с незнакомыми лицами — прекратить, даже если они представились сотрудником банка. Сотрудники банка никогда не будут по телефону запрашивать у клиента персональные данные, требовать переводить средства на безопасные счета или передавать деньги курьерам, обращает внимание пресс-служба ВТБ.  Сотрудник банка никогда не попросит “поговорить с роботом”, оформить кредит, чтобы “перекрыть” мошенническую заявку или совершать какие-то действия с картой (например, снять деньги в банкомате), говорится на сайте Сбербанка.  

Уязвимая категория для мошенников — это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Следует производить профилактические беседы с членами семьи о том, как действовать в случае звонков мошенников, обращает внимание пресс-служба ВТБ. Однако советы “не говорить с незнакомыми” сами по себе не помогают: люди должны понимать опасность общения с мошенниками, говорит Чумак.

Мария Ермакова для Frank Media