Индийский регулятор Резервный банк Индии (RBI) зарегистрировал поправки в принятые в 2019 году правила валютного регулирования, касающиеся долговых инструментов. Согласно документу, в правила добавляется новое положение, которое гласит, что «нерезидент Индии, имеющий счет в рупиях… может покупать или продавать государственные облигации (Government securities) и казначейские векселя (Treasury bills) с фиксированной датой погашения в соответствии с условиями, установленными RBI».

У индийских государственных облигаций (Government securities) срок погашения превышает один год, по ним установлена процентная ставка. Казначейские векселя (Treasury bills) – более краткосрочные бумаги, по которым нет выплачиваемого купона, но которые размещаются с дисконтом к их номинальной стоимости.

Выплачиваться средства за индийские гособлигации и казначейские векселя нерезидентом должны «из средств, которые находятся на их рупийных счетах». Средства от продажи или погашения бумаг за вычетом налогов должны поступать на те же счета, говорится в поправках.

Таким образом, как пишет индийская газета Business Line со ссылкой на собственный источник, российские партнеры, как и их коллеги из 21 другой страны, получат возможность инвестировать скопившийся у них излишек средств в рупиях в индийские государственные бумаги вне механизмов иностранного портфельного инвестора (FPI) и специального рупийного счета востро (SRVA).

Сейчас существуют возможности размещения рупийных остатков экспортеров, но неизвестно, насколько они используются. Заместитель управляющего RBI Т. Раби Санкар в августе на пресс-конференции после заседания комитета по монетарной политике не называл цифр, сколько средств было инвестировано российских рупий в государственные облигации. «Это разрешено через механизм FPI и через SRVA. То есть, реальные инвестиции будут осуществляться только двумя этими способами», — отмечал он.

Механизм международных торговых расчетов в рупиях RBI представил в середине прошлого года. Он позволил уполномоченным банкам открывать у себя SRVA иностранных кредитных. Через них индийские импортеры должны осуществлять платежи за поставляемый товар в национальной валюте республики. Эти же счета можно использовать, чтобы платить индийским экспортерам в тех же рупиях.

На данный момент разрешения RBI открывать специальные рупийные счета востро получили 20 индийских кредитных организаций, которые могут сотрудничать с банками из 22 стран — Бангладеш, Беларуси, Ботсваны, Фиджи, Германии, Гайаны, Израиля, Казахстана, Кении, Малайзии, Мальдивов, Маврикия, Мьянмы, Новой Зеландии, Омана, России, Сейшел, Сингапура, Шри-Ланки, Танзании, Уганды и Великобритании.

В апреле этого года председательница Банка России Эльвира Набиуллина рассказывала, что российские экспортеры, поставляющие товары в Индию по сделкам, выраженным в рупиях, сталкиваются со сложностями в репатриации средств, полученных по этим контрактам. В сентябре министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил, что «в нынешней ситуации накопилось очень много миллиардов рупий (российских экспортеров в Индии. – FM), которые пока не находят своего применения». «Наши индийские друзья заверили, что предложат перспективные области, куда их можно инвестировать», — добавлял он (цитата по ТАСС).

Впрочем, тогда же заместитель председателя ЦБ Алексей Заботкин говорил, что объем «зависших» в Индии средств российских компаний в рупиях снижается. По его словам, снижение рупийных остатков происходило за счет российского импорта из Индии: «Наш импорт… не нулевой». Отвечая на вопрос о превышении российского экспорта в республику над импортом из нее, он говорил, что «ошибочно считать, что географическое направление экспорта напрямую коррелируется с валютой платежа».

В октябре Reuters со ссылкой на собственные источники писало, что Индийское правительство не довольно тем, что государственные компании используют китайские юани для расчетов за российскую нефть. Агентство уточняло, что оплата в китайской валюте задерживалось по как минимум семи партиям грузов.