Фото: Екатерина Невская

«Ключевой фактор курсовой динамики, и это очевидно, — ситуация с текущим счетом: его сокращение в этом году по сравнению с прошлым годом», — так описывает причину происходящих в последние месяцы перипетий с курсом рубля председательница ЦБ Эльвира Набиуллина.

Накануне ближе к ночи президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому фактически в России частично возвращен валютный контроль. «Отдельные компании» (их список, как и текст указа, не будет опубликован, рассказал авторам канала Faridaily Фариде Рустамовой и Максиму Товкайло пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков) не только будут обязаны продавать валютную выручку в ближайшие шесть месяцев, но и представлять в ЦБ и Росфинмониторинг планы по покупке-продаже валюты. После этих новостей утром курс рубля укрепился почти на 3% и первые несколько часов доллар США торговался дешевле 97 рублей.

Вечный спор о контроле

ЦБ публично поддержал меры правительства, хотя после августовского ослабления рубля более чем на 10% их позиции не были близки. Минфин считал, что необходимо обязывать экспортеров продавать валютную выручку. «В данной ситуации позиция наша — вернуть те ограничения, которые были «отвинчены» как раз практически ровно год назад», — признавал в начале сентября замминистра финансов Алексей Моисеев. Позиция ЦБ была обратной — возврат к обязательной продаже валютной выручки уже не даст нужного эффекта на курс рубля.

В четверг ЦБ уточнил, что предложенные меры могут сгладить волатильность на валютном рынке в краткосрочной перспективе. Однако, выступая в Госдуме, Набиуллина отстаивала право ЦБ на точечность подхода. Депутаты пытались парировать ее ответы отмечая, что меры правительства им кажутся более действенными.

Быстрая польза

«Фундаментально, я думаю, что это вряд ли повлияет на ситуацию, потому что, конечно же, курсовая политика определяется фактором спроса и предложения, — сказал президент Сбербанка Герман Греф. — И в какой-то мере это увеличит наш профицит платежного баланса, но так или иначе может ускорить возврат к фундаментальным курсам». По его словам, сегодня фундаментальный курс — 85-90 рублей за доллар.

Аналогичное требование о конверсии в рубли 80% экспортной выручки вводилось на временной основе весной 2022 года (было смягчено до 50% в мае 2022 года, требования по «репатриации» не устанавливались), напоминает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Софья Донец. Если мера окажется эффективной, пишет она, то снижение курсовых и проинфляционных рисков должно «смягчить давление на ЦБ и в части дальнейшего повышения ключевой ставки».

Ужесточение валютного контроля позволит устранить сформировавшийся навес спроса над предложением валюты, как следствие искажения валютной структуры платежного баланса, считает Евгений Локтюхов, автор канала «ПСБ Аналитика». Он связывает искажение с оттоком капитала и ростом экспортных расчетов в рублях при большей доле валютных расчетов за импорт. Аналитик снизил прогноз по курсу доллара на конец месяца до 90–95 рублей (ранее был 95–100 рублей). 

Если мера будет предполагать продажу большей части валютной выручки, полученной экспортерами в этом году, то рубль продолжит дорожать и в четверг может достичь 95 за доллар, а до конца месяца — 90, прогнозируют аналитики СберИнвестиций. Они указывают, что рубль существенно недооценен, в том числе потому, что экспортеры неактивно продают валютную выручку, несмотря на рост экспорта и цен на сырье.

Дорога к 100 через 90

Участники рынка признают, что им сложно оценить те объемы валюты, которые дополнительно придут на рынок. Однако осторожно допускают дальнейшее ослабление рубля со временем.

Это решение поможет рублю укрепиться и курс может дойти до 95 рублей за доллар в октябре-ноябре, но на горизонте 6–9 месяцев он всё равно будет возле планки в «100», убеждена главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Экспортеры с начала года и так продают столько валютной выручки, сколько могут — по ее оценкам, 20–25%.

Уже 40% экспортных доходов поступает в рублях, а ещё растёт доля экспорта, оплачиваемая в альтернативных валютах — например, рупиях, для которых в России нет внутреннего рынка. Такую выручку экспортерам надо где-то обменять на доллары, чтобы продать внутри России. А с этим могут быть проблемы.

главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова


«Мы допускаем краткосрочное укрепление рубля, но, к сожалению, не считаем, что в среднесрочной перспективе при растущем импорте курс рубля вернётся в диапазон 80-90 рублей за доллар», — соглашается гендиректор УК «Ингосстрах-Инвестиции» Роман Семенихин. По его мнению, введение дополнительной процедуры по сбору госорганами планов компаний по покупке и продаже валюты, возможно, поможет ЦБ усовершенствовать политику и применяемы меры регулирования, сгладить резкие колебания. Но в текущих условиях неопределенности подготовка такого среднесрочного прогноза компаниями будет нетривиальной задачей, говорит он.

По мнению аналитика УК «Альфа-Капитал» Александра Джиоева, частичное возвращение мер валютного контроля, окажет курсу «скорее психологическую» поддержку. Он также указывает, что для долгосрочного влияния нужно наладить каналы перевода валютной выручки в Россию, и напоминает, что до конца года действует мораторий на штрафы за нарушение валютного законодательства. По мере того как истечет его срок, а компании научатся возвращать выручку в Россию, он допускает постепенное укрепление рубля.

Кроме того, аналитики напоминают о важности марта 2024 года, когда истекает срок введенных мер, что совпадает с выборами президента.