Фото: Татьяна Желева

Московский кредитный банк (МКБ) на несколько следующих лет сконцентрирует свои усилия на развитии корпоративного бизнеса. Основными клиентами МКБ здесь должны стать «крупнейшие и крупные российские компании». В том числе банк делает ставку на создание глобальной инфраструктуру для международных расчетов экспортеров и импортеров и хочет стать «банком первого выбора» для осуществления корпоративными клиентами внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по расчетам в «дружественных» валютах, следует из подготовленной топ-менеджментом стратегии развития МКБ до 2029 года (с ее презентацией ознакомились Frank Media). В планах МКБ в 2029 году заработать 100 млрд рублей чистой прибыли.

От «банка для денег» — до «банка для бизнеса»

За период действия новой стратегии МКБ ключевым центром его прибыли должен стать корпоративно-инвестиционный блок (КИБ). Долгосрочная цель банка — «быть опорным банком для 100 из 1000 крупнейших российских компаний». На 2023 год таких опорных клиентов насчитывалось лишь 42. В стратегии говорится, что банк должен превратиться из «банка для денег» в «банк для бизнеса».

Даже в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) кредитная организация рассчитывает на обслуживание ««дочек» партнеров и сателлитов клиентов КИБ». Речь идет о подрядчиках, поставщиках и покупателях опорных корпоративных клиентов МКБ, а также о компаниях, связанных с основными клиентами, его акционерами и топ-менеджерами.

В рамках развития сегмента МСБ, МКБ хочет перезапустить свой банк «Бланк» (бывший инвестиционный банк «Веста», который МКБ купил в 2020 году). Планируется, что банк будет развиваться в партнерстве с фирмой «1С» и будет ориентироваться на малый бизнес. Также среди главных задач – вывести банк на безубыточность (по итогам полугодия убыток составил 15 млн рублей по РСБУ). Вместе с этим группа планирует покупку платформы для финансирования малого и микробизнеса (МКБ готов на это выделить до 250 млн рублей).

МКБ планирует, что кредитно-документарный портфель к 2029 году вырастет с 1,3 трлн рублей до 3,8 трлн рублей. Пассивы – с 1,2 трлн рублей до 3,2 трлн рублей. Инвестиционный портфель (операции репо, облигации, структурное финансирование) с 383 млрд рублей до 650 млрд рублей.

В презентации банк признает, что уже сейчас у него излишне «высокая концентрации на крупнейших клиентах». Также его развитие сдерживают «неотлаженные и неэффективные внутренние процессы», а также ограниченный капитал, который сдерживает «рост активов и возможность финансирования крупных сделок».

«Голубые озера» за рубежом

В рамках новой ориентации МКБ хочет найти ««голубые озера» и «окна возможностей»… в международном бизнесе». Здесь, в частности, он во главу угла ставит транзакционный бизнес. Банк хочет построить глобальную клиринговую инфраструктуру для новых торговых потоков. Согласно стратегии, МКБ должен стать опорным банком для международных расчетов экспортеров и импортеров, создать платежную инфраструктуру для трансграничных переводов, а также для поддержания дешевых остатков в юанях, дирхамах и лирах.

Международная сеть банка, находящегося под санкциями ЕС, США, Великобритании и прочее, могла бы делиться на хабы, распложенные в «дружественных» юрисдикциях — СНГ, Китае, Турции, Индии, Юго-Восточной Азии, Бразилии, Гане и Маврикии.

Банк хочет стать банком первого выбора для ВЭД по расчетам в «дружественных» валютах. А также создавать индивидуальные транзакционные решения для топ-100 опорных клиентов. Банк планирует нарастить комиссионный доход от транзакционного бизнеса почти вчетверо — с 2,2 млрд рублей на конец 2022 года до 8 млрд рублей до 2029 года. Число исходящих платежей должно вырасти также в четыре раза: с 3,2 млн штук до 12,5 млн штук.

«Компактная» розница

Масштабно развивать розничный сегмент, как ранее уже писали Frank Media, банк в среднесрочной перспективе не планирует, считая его не слишком маржинальным. Стоимость привлечения клиентов выросла, а доходность на одного розничного клиента упала – в среднем по рынку с 5,5 тысяч до 2,5 тысяч рублей в год, в том числе и у МКБ, говорится в документе.

Кроме того, банк признает, что существенно отстает от конкурентов по количеству клиентов, размерам сети, числу сотрудников и расходам на рекламу и IT, которые сейчас существенно выросли у банков из розничного сегмента, попавших под санкции. Слабыми сторонами кредитной организации являются «устаревшие офисы и банкоматы», «непригодная для быстрого масштабирования» IT-платформа.

Число розничных клиентов МКБ сейчас составляет менее 1 млн, число отделений – около 120, а количество банкоматов не превышает тысячи. Количество сотрудников, которые работают с розницей – около 2 тысяч. Расходы на рекламу – около 500 млн рублей, что в семь раз ниже Райффайзенбанка, который тратится на продвижение меньше, чем другие крупные игроки в рознице.

«Мы строим компактный современный розничный бизнес», — отмечается в стратегии банка. Согласно документу, развитие сегмента в ближайшие годы подразумевает лишь обслуживание уже действующих клиентов, а также следование в русле корпоративного развития, то есть привлечение сотрудников компаний-клиентов банка и их семей. Акцент будет делаться на лояльных зарплатных и премиальных клиентах. Клиентами направления Private banking должны стать акционеры и топ-менеджеры корпоративных клиентов банка и их семьи, это направление будет как инструмент лояльности для партнеров группы.

В рознице МКБ будет делать ставку на привлечение новых клиентов через «сарафанное радио» и через его корпоративных партнеров. Объем покупки клиентов через диджитал каналы и охватную рекламу сократится. В прошлой стратегии до 2023 года банк, наоборот, планировал развивать массовый сегмент: наращивать число розничных клиентов, развивать мобильное приложение, розничные инвестиции и ипотечное кредитование, следует из документа. Еще раньше – в 2018-2020 годах — банк рассчитывал, что розничный портфель будет расти на 15%, а в 2021-2023 года – на 20-25%.

Финансовые цели

Для стратегии развития до 2029 года МКБ подсчитал, оптимальная доля средств физических лиц в пассивах банка – это 15%. Такой показатель позволит банку развивать корпоративное кредитование и соблюдать нормативы ЦБ. Как отмечается в документе, банк не хочет «гнаться за наращиванием клиентской базы любой ценой», но хочет, чтобы розничная инфраструктура была готова к масштабированию в любой момент, когда на рынке возникнет окно возможностей для быстрого роста.

Прежде всего, за счет «корпоратов», в 2029 году МКБ хочет получить 100 млрд рублей прибыли (в 2022-м составляла 7,5 млрд рублей. — FM) и удвоить базовый капитал до 500 млрд рублей (по итогам 2022 года составлял 216 млрд рублей), который поможет реализовывать ему большие проекты крупнейших клиентов. А также увеличить активы до 6,1 трлн рублей (с 4,1 трлн рублей в 2022 году).

Информация о планах по выплате дивидендов до 2029 года в презентации банка отсутствует. Последний раз он выплачивал дивиденды по итогам 2018 года.

Frank Media направили запрос в пресс-службу МКБ. Руководитель дирекции по маркетингу и PR МКБ Александр Дмитриев проигнорировал запрос Frank Media.