Доля мировых валютных резервов, размещенных в долларах США, во втором квартале 2023 года составила 58,9% — это соответствует 25-летнему минимуму, впервые достигнутому в четвертом квартале 2020 года. Об этом сообщает The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на данные Международного валютного фонда.

Как отмечает издание, хотя доллар служит основой международных финансовых рынков, в последние годы на фоне противодействия глобализации мировой экономики много говорится о «дедолларизации», то есть снижении или отказе от использования американского доллара в качестве основной валюты в торговле, финансах и резервных активах. После начала вооруженного конфликта на Украине, долларовые резервы сократились на 2,9%, несмотря на скачок стоимости валюты. По расчетам WSJ, при стабильном курсе падение доли резервов в американской валюте составило бы 6,6%.

«До смешного медленная» дедолларизация

В качестве альтернативы доллару ряд стран, в том числе Россия, Бразилия и Аргентина, все чаще стали использовать китайский юань. По данным МВФ, с 2016 года резервы в юанях выросли в три раза. Кроме того, сам Пекин, обладающий гигантским резервным фондом в $3,2 трлн, явно стремится к постепенному отказу от американской валюты: с января 2022 года Китай сократил свои запасы казначейских облигаций на 21%, пишет WSJ.

“Однако эти изменения выглядят на удивление незначительными, если учесть, какой шок для финансовой системы вызвал прошлогодний шаг США по замораживанию зарубежных активов России”, — говорится в статье. WSJ приводит цитату руководителя глобального отдела валютной стратегии RBC Capital Markets Эльзы Лингос из ее клиентской рассылки: «Если это и дедолларизация, то она происходит до смешного медленно».

Доля доллара действительно неуклонно снижалась в течение последних 25 лет, но это происходило на фоне создания евро в 1999 году и длительного ралли доллара после финансового кризиса 2008 года. Управляющие резервами центральных банков, как правило, сокращают свои долларовые вложения, когда доллар укрепляется. В последние годы мировые регуляторы активно занимались диверсификацией, прежде всего, в поисках более высокой доходности в других западных валютах, таких как канадский и австралийский доллары.

Отсутствие выбора

В конечном счете, только страны, у которых не было выбора, такие как Аргентина и Россия, предприняли решительные действия, чтобы отказаться от доллара США. Однако, несмотря на заявленные Бразилией намерения, 80% ее резервов по-прежнему находятся в долларах, обращает внимание WSJ.

Мало что говорит и о том, что Китай действительно уходит от американских активов. Одной из основных причин сокращения объема казначейских обязательств является снижение цен на облигации в результате повышения процентных ставок. По мнению старшего научного сотрудника Совета по международным отношениям Брэда Сетсера, одновременное увеличение объема активов в Бельгии и Люксембурге также свидетельствует о том, что часть активов просто переместилась в офшор. Между тем, данные платежных балансов указывают на то, что китайские государственные банки направляют доходы от казначейских облигаций обратно в США, в виде более высокодоходных ипотечных ценных бумаг.