Продажа государством доли в крупнейших компаниях в 2024 году, возможность которой активно обсуждалась этим летом, не планируется. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на близкий к кабмину источник, эту информацию изданию также подтвердил высокопоставленный чиновник.

По их словам, публичная дискуссия о необходимости приватизации ключевых активов не перешла в формальную плоскость: правительство не провело ни одного совещания, где бы фигурировала эта тема. «Пока приватизация осталась на уровне разговоров», – констатировал близкий к кабмину источник. В бюджетные проектировки на следующий год продажа крупных госкомпаний не вошла, уточнил он.

Это связано с тем, что на сегодняшний день практически нет таких активов, где можно было бы найти баланс между интересами бизнеса, бюджета и объективной необходимостью сохранить у государства контроль, пояснил другой собеседник «Ведомостей».

«Продажа небольшого пакета в условной РЖД, которая в предыдущие годы регулярно попадала в проекты приватизации, не интересна бизнесу до такой степени, чтобы он был готов предложить за эту долю справедливую цену», – отметил высокопоставленный чиновник.

По словам источника, близкого к Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП), тема приватизации возникла из-за опасений бизнеса по поводу возможного повышения налогов. Если выбирать из двух альтернатив – покупать госсобственность или просто платить в бюджет больше, – то первый вариант, очевидно, более предпочтителен, пояснил он. Ему также не известно об обсуждении в правительстве этой темы. На данный момент вопрос перестал быть таким актуальным, поскольку ситуация с бюджетом в целом урегулировалась.

Как отмечают «Ведомости», в июне, когда обсуждалась эта тема, ситуация с федеральным бюджетом развивалась драматично: доходы падали, расходы росли выше плана, а дефицит увеличивался. За январь – май доходы упали на 19% к аналогичному периоду прошлого года, а дефицит составил 3,4 трлн рублей при плане на год 2,9 трлн рублей. При этом летом нефтегазовые доходы стали расти за счет роста цен на нефть и ослабления рубля. Уже в августе бюджет был исполнен с профицитом в 230 млрд рублей, а за январь – август дефицит снизился до 2,4 трлн рублей. 

Профессор факультета экономических наук ВШЭ Александр Абрамов считает, что отказ от очередной приватизации связан с «некоторым торможением» в российской экономике. По его словам, масштабные приватизационные сделки «разумнее проводить на стадиях экономического подъема, когда инвесторы смотрят на будущее с оптимизмом». Требования времени заключаются в том, что мы идем по пути обеспечения технологического суверенитета, а его в большей степени можно достигнуть при более активном госучастии в экономике, признает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Поэтому сейчас, наоборот, заговорили о дополнительной национализации, поясняет Климанов. А одновременно проводить пусть и «точечную национализацию и приватизацию» вряд ли возможно, говорит Абрамов.

Между тем Абрамов уверен, что интерес у бизнеса к синергии с крупными госкомпаниями есть – например, у банков в части использования инфраструктуры «Почты России», у нефтяных компаний – в части участия в органах управления «Транснефти», а у крупных производителей – в части возможности влияния на решения РЖД. По его словам, реально оценить объем инвестиционного спроса на акции госкомпаний можно лишь в процессе выборочных опросов самих инвесторов, но, вероятно, он мог бы составить до $10 млрд.

Впрочем, по словам Климанова, нельзя сказать, что власти совсем отказались от данного инструмента, но, видимо, пока подобные инициативы оказались не очень востребованными. Он пояснил, что в краткосрочном смысле приватизация выступает в качестве финансирования бюджета, а в долгосрочном – как повышение результативности работы какого-то сектора.

Кто и почему предлагал начать приватизацию

Дискуссию о перезапуске приватизации крупнейших российских компаний начал в апреле 2023 года глава ВТБ Андрей Костин. Банкир в своей колонке в РБК попытался ответить на вопрос, где государству взять средства для новой модели экономического роста России, опирающейся на внутренние ресурсы. Среди возможных источников он назвал перезапуск приватизации, более смелое использование на цели развития финансовых резервов и государственного долга, а также перераспределение бюджетных средств. По мнению Андрея Костина, «передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность». При этом топ-менеджер указал, что российский бизнес накопил значительный инвестиционный капитал, о чем свидетельствует «массовое возвращение активов из зарубежных юрисдикций, и огромный интерес российского частного капитала к приобретению западных компаний», которые решили покинуть отечественный рынок.

Позже глава ВТБ уточнил, что на новом этапе приватизировать можно было бы доли в «Транснефти», РЖД, «Почте России», а также непрофильные компании «Ростелекома», «Ростеха» и «Росатома» и даже коньячные заводы.

Позже эту тему подхватил ЦБ РФ. В июне на одной из сессий на ПМЭФ-2023 председатель Банка России Эльвира Набиуллина говорила, что у нас «есть что приватизировать без ущерба стратегическим интересам – и это не только вопрос доходов в бюджет, но и вопрос развития частной инициативы». В интервью «Интерфаксу» первый зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин заявил, что российские власти могли бы «подталкивать компании с государственным владением к привлечению средств на фондовом рынке». По его словам, самые базовые расчеты показали, что, если российские компании поднимут долю акций в обращении в среднем хотя бы на 3 процентных пункта — до 35%, это позволит привлечь более 3 трлн рублей. А если доля акций в обращении дойдет до 50%, это будет почти 7 трлн рублей.

Идею Андрея Костина также поддерживал помощник президента Максим Орешкин, напоминают «Ведомости». По его словам, приватизация не должна быть масштабной и важен именно выход из неэффективно используемых государством активов. Глава Минэкономразвития Максим Решетников отмечал, что новая приватизация не станет первоочередным источником пополнения бюджета, но она может стимулировать бизнес на инвестиции в сферы, где государство неэффективно. По мнению Решетникова, приватизация в большей степени важна для «ускорения роста и возможностей для инвестиций» и в меньшей – для фискальных вопросов.