Конкуренция двух крупнейших американских бирж — Nasdaq и NYSE – достигла апогея на фоне роста активности эмитентов и оживления рынка IPO, пишет издание Financial Times (FT).

По расчетам FT и компании Dealogic, с начала года Nasdaq помогла компаниям привлечь $9,3 млрд по сравнению с $8 млрд у NYSE. Nasdaq вырвалась вперед за счет двух крупных сделок по листингу технологических компаний: IPO разработчика микросхем Arm на сумму $5 млрд долларов и размещения акций Instacart на сумму до $660 млн. В начале же года NYSE праздновала закрытие сделки по выделению компании Kenvue, подразделения Johnson & Johnson, специализирующегося на потребительских брендах, стоимостью $4,3 млрд долларов.

Помимо дебюта Instacart на Nasdaq, на этой неделе там также должно состояться IPO компании Klaviyo, которая привлечет около $500 млн, а немецкий производитель обуви Birkenstock, как ожидается, в ближайшие недели разместит на NYSE акции на сумму до $1 млрд.

Эксперты FT отмечают возросшую частоту «переездов» с одной биржи на другую: так, за последнюю неделю три уже зарегистрированные компании перешли на Nasdaq с NYSE. В их число вошло, в частности, приложение для доставки товаров DoorDash, чье IPO на сумму $3,4 млрд стало вторым по величине на NYSE в 2020 году. Всего, по подсчетам Nasdaq, в этом году на Таймс-сквер переехали одиннадцать компаний, NYSE сообщил о четырнадцати подобных «переездах» к ним с Nasdaq и о тридцати четырех таких переходах в 2022 году. По данным издания, это самые высокие показатели по переходам эмитентов с биржи на биржу за последние два десятилетия.

Несмотря на то, что Nasdaq и NYSE оказались позади китайских коллег в глобальных рейтингах IPO, нью-йоркские биржи продолжают лидировать по общему объему привлеченного капитала, который в 2023 году составил $133 млрд, отмечает FT.

Выбор между Bentley и Tesla

В последние пять лет в битве за листинг победу одерживала Nasdaq, штаб-квартира которой находится на Таймс-сквер. Но до этого почти 15 лет пальму первенства удерживала NYSE, расположенная в историческом здании в центре финансового района Нью-Йорка.

«Это все равно, что выбирать между Bentley и Tesla, — говорит Марк Мандел, председатель группы по рынкам капитала Baker McKenzie в Северной Америке. — Вы не ошибетесь ни с одним из них, но компании, как и люди, тяготеют к определенным брендам».

По словам старшего стратега компании «Ренессанс Капитал» Мэтью Кеннеди, за двумя биржами закрепились определенные, годами сложившиеся характеристики, за которые их выбирают эмитенты. Так, например, компании, выбирающие NYSE, вероятно, ассоциируют ее с устойчивостью и престижем — само здание является национальной исторической достопримечательностью, рассуждает он. Удар колокола, как сигнал открытия торгов, стал визитной карточкой NYSE, и с 1870-х годов биржа начала приглашать звонить в колокол руководителей компаний, котирующихся на бирже. У Nasdaq же сформировалась репутация биржи передовых технологий, за что ее и любят биотехнологические компании, объясняет Кеннеди. Во время IPO Nasdaq размещает рекламу эмитента на своей огромной светящейся башне на Times Square. «IPO — это кульминация напряженной работы и усилий, и компании хотят отпраздновать этот момент и побыть в центре внимания», — говорит Кеннеди.

Кроме того, у Nasdaq более низкие комиссионные за листинг, благодаря чему ее также выбирают небольшие компании. По данным FT, единовременный листинговый сбор Nasdaq составляет $270 000 по сравнению с $295 000 у NYSE. Ежегодные сборы зависят от таких факторов, как количество акций в обращении, а также от того, продавала ли компания дополнительные акции для привлечения новых средств. По словам собеседников, биржи также предлагают некоторые дополнительные услуги, которые могут стать частью условий о получении листинга.

Компании, выходящие на биржу, обычно встречаются с обеими биржами, прежде чем сделать свой выбор.

По словам партнера по рынкам капитала в нью-йоркском офисе Linklaters Джеффа Коэна, инвесторы и эмитенты также ассоциируют определенные отрасли с той или иной биржей, что также является фактором выбора в пользу той или иной площадки.