Глобальная геополитическая напряженность привела к фрагментации мировой торговли и формированию конкурирующих торговых отношений между отдельными странами, но при этом признаки деглобализации в экономике отсутствуют. Об этом говорится в докладе Всемирной торговой организации (ВТО) «Реглобализация для безопасного, инклюзивного и устойчивого будущего».  

Как отмечается в документе, международный экономический порядок, сложившийся после 1945 года, был построен на идее о том, что взаимозависимость между странами посредством расширения торгово-экономических связей будет способствовать миру и процветанию. «На протяжении последних 75 лет этой идеей руководствовались политики, что стало основой для беспрецедентной эпохи роста, повышения уровня жизни и сокращения бедности», — говорится в докладе. Однако сегодня, по мнению ВТО, такой подход находится под угрозой, «как и будущее открытой и предсказуемой глобальной экономики».

Авторы отмечают, что «поликризис» в геополитике, здравоохранении, экологии и экономике привел к тому, что многие политики стали утверждать, что глобализация подвергает страны чрезмерным рискам и что большая экономическая независимость, а не взаимозависимость, будет более полезна для их избирателей. Подобные взгляды стали определять торговую политику. «В ВТО мы наблюдаем резкое увеличение числа односторонних торговых ограничений. Если эту тенденцию не остановить, то в конечном итоге, она может фрагментировать мировую экономику», — предупреждают в ВТО.

Так, по данным доклада, с момента начала пандемии Covid-19 членами ВТО было введено 443 меры, касающихся торговли, и примерно 44% из них имели ограничительный характер. К середине октября 2022 года 79% «антиковидных» мер были отменены. Однако «стоимость» оставшихся мер для мировой торговли по-прежнему оставалась значительной, составляя $134,6 млрд. Позже члены ВТО все больше вводили новые ограничения в контексте конфликта на Украине и кризиса продовольственной безопасности. По данным на февраль 2023 года, из 96 мер, введенных после начала военных действий, все еще действовало 68 мер. «Стоимость» таких ограничений для мировой торговли составляет порядка $85 млрд, отмечается в докладе.

На более широком уровне появляются первые признаки переориентации торговли по геополитическим линиям, указывающие на такую тенденцию как «friend-shoring» (перенос производства в дружественные страны), говорится в докладе. Причем эмпирический анализ показывает, что с началом военных действий на Украине мировая торговля стала более чувствительной к геополитическому расстоянию, определяемому как различие в голосовании в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросу Украины.

В ходе последнего голосования в ООН по Украине, призвавшего Россию вывести свои войска, 141 член ООН проголосовал «за». Семь членов проголосовали против и 32 воздержались, включая Китай, Индию и Южную Африку.

В результате торговля между гипотетическими геополитическими «блоками» росла на 4-6% медленнее, чем торговля между странами внутри этих блоков (подсчет ВТО основан на данных, полученных с января 2019 года по декабрь 2022 года – прим. FM). Резко изменились торговые потоки между Китаем и США: увеличились объемы товаров, не подпадающих под действие ограничений, и резко сократились объемы некоторых категорий, таких как фармацевтическая продукция и полупроводники.

Впрочем, в докладе отмечается быстрое расширение торговли цифровыми услугами и экологическими товарами, но говорится, что дальнейшее увеличение числа односторонних мер может привести к фрагментации мировой экономики. Данная фрагментация, как предупреждают в ВТО, «будет чрезвычайно дорогостоящей, принесет сомнительные выгоды с точки зрения безопасности, а также экономической точки зрения». «Еще хуже то, что далеко идущая фрагментация затруднит, а возможно, сделает невозможным для международного сообщества решать проблемы глобального всеобщего достояния», — предупреждают в ВТО.

В докладе утверждается, что возобновление стремления к интеграции (то, что ВТО назвала «реглобализацией») — является способом решения современных проблем безопасности, бедности и изменения климата.