Активы банковского сектора в иностранной валюте во втором квартале уменьшились на $11 млрд (-3,9%), что в основном произошло «за счет межбанковских размещений в недружественных валютах, а также погашения валютных кредитов и облигаций крупных компаний», следует из «Обзора банковского сектора» ЦБ. Как отмечают аналитики регулятора, снижение было сдержано конвертацией в валюту рублевого требования приблизительно на $4 млрд с одновременным хеджированием образовавшейся позиции валютными производными финансовыми инструментами (ПФИ).

Валютные обязательства банковского сектора уменьшились в апреле – июне на $13 млрд (-5,1%). Такие обязательства перед компаниями уменьшились на $7,4 млрд (до $111 млрд). Валютные обязательства банков перед населением сократились на $4,4 млрд (до $45 млрд). Главным образом это произошло из-за переводов гражданами валютных средств за рубеж (ЦБ оценивает их приблизительно в $3 млрд), а также конвертацией части средств в рубли.

В обязательствах банков за квартал заметно подросла доля юаней – сразу на 5 процентных пунктов (п.п.), до 27%, — что в первую очередь вызвано конвертацией депозитов корпоративных клиентов из «токсичных» валют, отмечается в обзоре.

Как подчеркивает регулятор, валютные активы и пассивы за квартал «практически равномерно снизились в абсолютном выражении.., однако из-за ослабления курса рубля на 11,4% их доля, наоборот, выросла. Если исключить изменение курса за второй квартал, доли валютных активов и обязательств сократились бы на приблизительно на 1 п.п., до 14%».

За второй квартал длинная открытая валютная позиция (ОВП) снизилась до $9,4 млрд (6% капитала) с $13,2 млрд (7% капитала). «Сокращение совокупной ОВП наполовину объясняется балансовыми операциями (приблизительно $2 млрд) – погашение валютных кредитов, сокращение межбанковских требований к нерезидентам в «токсичных» валютах, еще половина – биржевыми сделками ПФИ. Удлинение балансовой и пропорциональное сокращение внебалансовой позиций связаны с конвертацией рублевого требования в валютное (порядка на $4 млрд) и хеджированием образовавшейся позиции валютными ПФИ. Влияние данной сделки на совокупную ОВП было нейтральным», — говорится в обзоре регулятора.