ЦБ считает, что без «некоего мягкого понуждения» к вступлению граждан в программу долгосрочных сбережений (ПДС), та вряд ли получит широкое распространение, и готов начать ее донастройку уже в начале работы ПДС, рассказал на конференции «10 лет мегарегулятору: вчера, сегодня, завтра» первый заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.

Ранее о «мягком подталкивании» (цитата по «Российской газете») к вступлению в систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК, прародитель ПДС), рассказывал курировавший разработку ИПК, а после пришедшей ей на смену концепции системы гарантированного пенсионного плана (ГПП) первый зампред ЦБ Сергей Швецов (в 2022 году покинул Банк России, ныне является председателем наблюдательного совета Московской биржи).

Все три системы — ИПК, ГПП и ПДС — предполагают возможность перевода в них сохранившихся у граждан средств накопительной компоненты обязательного пенсионного страхования (ОПС), а также осуществления взносов по ним в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Программа долгосрочных сбережений была представлена в этом году, ее реализация должно начаться уже в следующем. Она предполагает как минимум трехлетний период софинансирования взносов со стороны государства, а также получение по ним налогового вычета. Однако получение денег по ПДС ее участником возможно лишь по истечении 15 лет с начала участия в программе или же по достижению пенсионных оснований: для женщин это 55 лет, для мужчин — 60 лет.

«Мы <…> в последнее время приняли несколько значимых решений, которые, с нашей точки зрения <…>, могут помочь нарастить в первую очередь долгосрочные инвестиции через использование рынка капитала. Но одновременно с этим у меня есть внутреннее ощущение, что мы пошли на несколько компромиссов, которые могут эту реформу в определенной степени затормозить», — поделился своими переживаниями Владимир Чистюхин.

В качестве примера он привел ПДС. «Вряд ли сегодня без некоего мягкого понуждения к вступлению в эту систему в целях защиты интересов как минимум работников предприятий она получит суперширокое распространение», — полагает он. Другой вариант — НПФ и банки, которые, по его словам, «будут являться агентами этой системы, должны будут предлагать какие-то суперпривлекательные условия для того, чтобы потенциальный инвестор поверил в долгосрочные инвестиции в период неопределенности». «Как сказал Сергей Швецов, при таком количестве тумана рассчитывать на внятные долгосрочные решения было бы очень сложно», — добавил топ-менеджер регулятора.

Поэтому, по его словам, возможно, надо будет начать донастраивать ПДС, «не дожидаясь какого-то длительного периода опыта их использования». «Как мы стали делать с ЦФА (цифровые финансовые активы. — FM): ЦФА еще толком на заработали, а стали понятны некоторые проблемы, и мы стали вносить изменения в законодательство», — привел пример он.