Второй по величине российский банк готовится к долгому периоду высоких ставок, — минимум, до середины 2024 года. На прибыль группы эффект от роста ключевой ставки окажет уже в сентябре, рассказал журналистам зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов.

Из его слов следует, что на рынке нет единства относительно того, куда в дальнейшем будет двигаться ставка и как долго она будет на повышенном уровне.

«У многих участников рынка есть мнение, что это увеличение ключевой ставки по опыту марта 2022 года или декабря 2014 года является краткосрочным и что, скорее, быстро, чем поздно ключевая ставка пойдет вниз, — говорит он. — <…> Мы считаем, что это ожидание неоправданно, и повышение ставки не связано с факторами обеспечения финансовой стабильности, оно имеет исключительно природу борьбы с ускорившейся инфляцией».

По его мнению, до тех пор, пока текущая инфляция не будет приведена в таргет ЦБ, рынку придется жить со ставкой 12%. Для банковского сектора Пьянов видит риски не только в «сравнительно мягком» воздействии через ставку, но и допускает более жесткие «инвазивные» меры со стороны ЦБ.

Центробанк весной ужесточил количественные ограничения по необеспеченным кредитам и займам на III квартал 2023 года — лимит на долю закредитованных заемщиков для банков понижен до 20%, для МФО — до 30%. Пьянов ждет дальнейшего ухудшения количественных ограничений в розничном кредитовании, а также пересмотра риск-весов. Третьим шагом может стать пересмотр показателя долговой нагрузки, считает он. Про пересмотр ПДН в июле уже говорили руководители Центробанка.

С точки зрения ЦБ, банковский сектор «нарушает трансмиссионный механизм или ухудшает его», так что регулятор будет охлаждать кредитные рынки и дальше. Пьянов оценивает влияние возможных новых ограничений вкупе со ставкой в 1 процентный пункт (п.п.) роста для розничного бизнеса, и в 2 п.п. — для корпоративного.

Последний прогноз ЦБ по росту розничного кредитования на 2023 год составлял 15-19%, а для корпоративного кредитования 12-16%.

«Если наше предположение верно и исправление трансмиссионного механизма продолжится более инвазивными методами, то мы можем увидеть большие потери в рынке в 2023 году. Потому что с точки зрения борьбы с инфляцией сохранение двузначных темпов прироста в кредитном портфеле должно представлять проблему для нашего регулятора, с которой он будет бороться другими методами», — отметил Пьянов.

Он допускает дальнейший рост ставки.