Unsplash.com

Российский Центробанк описал три сценария развития экономик мира, в том числе российской, выделив: «базовый», «усиление фрагментации» и «рисковый». Он опубликовал их в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024-2026 годы.

Основные риски для российской экономики связаны с ухудшением геополитического фона и ситуации в мировой экономике в целом. С учетом этого Банк России рассматривает два альтернативных сценария. Сценарий «усиление фрагментации» предполагает большее по сравнению с базовым сценарием увеличение фрагментации мировой экономики и санкционного давления на российскую экономику. Сценарий «рисковый» дополнительно с этим учитывает возможное ухудшение ситуации в финансовом секторе, что может привести к глобальному финансовому кризису.

Оба альтернативных сценария предполагают более высокую инфляцию и более жесткую денежно-кредитную политику. И все три предполагают сохранение или усиление санкционного давления.

  • «Базовый» — не предполагает значимого изменения геополитических условий до конца прогнозного горизонта. Введенные внешние ограничения на российский экспорт, импорт, инвестиционное и технологическое сотрудничество на среднесрочном горизонте сохраняются. Мировая экономика продолжает развиваться в рамках текущих трендов и в отсутствие новых шоков. Инфляционное давление постепенно снижается.
  • «Усиление фрагментации» предполагает, что тенденции деглобализации нарастают. Страны все больше делятся на блоки, все больше производств перемещают обратно на свою территорию или в дружественные и географически близкие страны. Для российской экономики, помимо ухудшений условий торговли в целом, это также означает вероятное усиление санкционного давления.
  • «Рисковый» собирает весь комплекс неблагоприятных внешних условий. Устойчивость инфляционного давления и стремление сохранить доверие к своей политике заставляют центральные банки стран с развитой экономикой ужесточать денежно-кредитную политику сильнее. Дальнейшее быстрое повышение процентных ставок приводит к усилению давления на балансы финансовых организаций и в конечном итоге к финансовому кризису в мире. Поскольку финансовый рынок подвержен эффекту быстрого распространения настроений, то повышенный оптимизм, наблюдаемый в настоящее время на рынках, может быстро смениться неуверенностью и масштабным избавлением от рисковых активов. Реализация процентного риска для нескольких крупных участников рынка может привести к росту неопределенности и снижению доверия к финансовой системе в целом, может вызывать эффект домино и вылиться в мировой кризис, сопоставимый по масштабам с кризисом 2007 – 2008 годов. При этом процессы деглобализации в этом сценарии также нарастают. Реализация процентного риска для финансового сектора и для глобальных заемщиков происходит в условиях разделения стран на региональные блоки, что только усиливает кризис. Для российской экономики в этом сценарии также вероятно усиление санкционного давления.

Если в базовом варианте инфляция в РФ возвращается к 4% уже в 2024 году, то в других сценариях — только в 2025 году.

Регулятор допускает и "более благоприятный сценарий" даже по сравнению с базовым. Это возможно в случае "значимого улучшения внешних условий или увеличения темпов роста
производительности труда", которые ускорят потенциальный темп роста российской экономики. Однако призывает в текущих условиях обращать внимание "именно на сценарии, которые потребуют от денежно-кредитной политики ЦБ более решительных действий для возвращения инфляции к 4% и ее стабилизации на этом уровне".