По итогам второго квартала 2023 года более трети (35%) выставленной кредитными организациями для реализации по сессионной схеме просрочки было моложе 360 дней, что стало максимальным показателем с 2020 года, следует из данных Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), на которые ссылается «Коммерсантъ». «За семь месяцев 2023 года объемы цессии просрочки возрастом до 360 дней выросли на 70%», — подтверждает руководитель ЭТП «Рынок долгов» (в группе Сбербанка) Денис Белкин.

Старые долги, с просрочкой в три-пять лет, интересны только в связке с привлекательным имуществом, привлекательным залогом или обременением, добавляет заместитель гендиректора «Российского аукционного дома» Ольга Желудкова. При этом растет и средний размер просроченного кредита, выставленного на торги, и наибольший прирост по значению среднего долга продемонстрировали кредиты с просрочкой менее 360 дней. Так, в сегменте просрочки 90-180 дней показатель вырос на 16%, 180-360 дней — на 24%, а двухлетняя просрочка выросла только на 5%.

«Все больше банков считают нецелесообразным тратить значительные ресурсы на непрофильную деятельность по взысканию долгов. Они существенно экономят ресурсы, одновременно получая хорошую цену и быструю оборачиваемость капитала», — поясняет тренд управляющий директор «Первого клиентского бюро» (ПКБ) Павел Михмель. Кредиторам выгоднее продать портфель с минимальным сроком просрочки, при этом выручив за него максимальную сумму, соглашается президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.

«Банки и МФО на ранних этапах научились выявлять клиентов, склонных к банкротству», — подтверждает директор департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Евгений Сеньковский. От таких долгов, по его словам, стараются избавляться как можно скорее, так как эффективность взыскания по ним крайне низка. «Ужесточение требований банковского регулятора к нормативам будет лишь способствовать росту «молодой» просрочки на рынке», — считает Желудкова.