Новый банк развития (НБР), созданный странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) в 2014 году для финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах-членах союза и развивающихся странах, планирует увеличить кредитование в национальных валютах стран-участниц БРИКС с 22% до 30% к 2026 году, рассказал Reuters финансовый директор НБР Лесли Маасдорп.

По его словам, операционной валютой банка БРИКС является доллар США. Так, общая сумма одобренных НБР кредитов составляет $30 млрд — две трети из них, согласно апрельской презентации банка, были выданы в долларах. Как пишет издание, эта зависимость «превратилась в обузу», когда США начали вводить санкции против России в прошлом году после начала военных действий на Украине, поэтому сейчас банк проводит политику дедолларизации.

Один из эффективных способов сократить зависимость от рынков капитала США — увеличение кредитования в национальных валютах стран-членов БРИКС и привлечение капитала от новых участников союза, считают опрошенные изданием аналитики. Так, НБР уже сейчас обслуживает «развивающиеся» рынки и пытается дедолларизировать свои финансы, но «экономические реалии» и спецоперация «сдерживают его». По словам министра финансов ЮАР Инока Годонгваны, большинство государств-членов НБР «поощряют его предоставлять кредиты в национальных валютах», однако пока банк БРИКС «делает не так много, как требуют от него страны-участницы». Тем не менее он отметил, что дедолларизация за счет наращивания кредитования в нацвалютах — это «стратегическое направление», в котором сейчас развивается банк. Расширение использования нацвалют будет также обсуждаться на ближайшем саммите БРИКС, который пройдет в конце августа в ЮАР.

Почти сразу после начала военных действий на Украине НБР заморозил все новые кредиты России, чтобы заверить инвесторов в том, что он соблюдает западные санкции. Несмотря на то, что в капитале банка есть большая доля России (РФ вложила в НБР около $2 млрд), банк БРИКС старается избежать вторичных западных санкций, поэтому с осторожностью подходит к операциям по финансированию российских проектов. Так, в конце июля этого года глава НБР Дилма Русеф заявила, что банк пока не планирует новые инвестиции в Россию, так как «действует в соответствии с ограничениями на международных финансовых рынках и рынках капитала».