Банк России в 2022 году – начале 2023 года выявил более 20 попыток влияния на цены акций российских компаний через телеграм-каналы: всего за январь – февраль 2023 года было выявлено восемь попыток воздействовать на цены акций, за 2022 год — 13 попыток, сообщил регулятор в «Обзоре рисков финансовых рынков». В частности, в торгах акциями второго и третьего эшелонов, подверженными «разгонам», участвовали 140 тысяч человек за квартал — это примерно 5–7% активных инвесторов.

На российском фондовом рынке, начиная с 2022 года, после ухода «недружественных» нерезидентов, господствуют именно частные инвесторы – в некоторые месяцы их доля на торгах достигала 81%. Из-за этого на рынке появляются новые тенденции: геймификация инвестирования, возрастающее влияние инфлюенсеров на поведение розничных инвесторов, рост объемов самостоятельного инвестирования без финансовых посредников, высокий аппетит к риску и вложения в высокорисковые активы, отмечает Банк России.

Социальные сети стали ключевым источником информации для начинающих инвесторов, возросла популярность финансовых блогов и платформ, где инвесторы могут делиться своими инвестиционными стратегиями, считает регулятор. «В настоящее время инфлюенсеры оказывают существенное влияние на финансовые решения значительного числа частных инвесторов: количество подписчиков ведущих финансовых блогеров в социальных сетях доходит до нескольких миллионов человек», — пишет регулятор.

При этом блогеры не несут ответственности за предоставляемую информацию, советы и инвестиционные результаты своих читателей. «Ряд блогеров предоставляют подписчикам рекомендации по приобретению конкретных ценных бумаг, продвигают собственные стратегии инвестирования с демонстрированием состава и результатов инвестирования портфеля ценных бумаг, тем самым влияя на поведение инвесторов и мотивируя их на определенные инвестиционные решения. Это повышает вероятность принятия частными инвесторами необдуманных и однотипных решений», — отмечает Банк России.

В публикациях нередко используются определенные тактики, которые вводят в заблуждение подписчиков (например, попытка завлечь вымышленными доходностями, предоставление аргументов в пользу только своей рекомендации, удаление старых записей с неудачными рекомендациями и так далее). «Такого рода публикации в популярных телеграм-каналах могут приводить к необоснованным сделкам со стороны частных инвесторов, конечными выгодоприобретателями по которым являются авторы этих телеграм-каналов или связанные с ними лица», — предупреждает ЦБ.

ЦБ отмечает как практики по действительному созданию ценового тренда с помощью телеграм-каналов, так и другие ситуации, когда тренд формировался в силу рыночных явлений или недобросовестных практик, не связанных с целенаправленными действиями социальных медиа. Во втором случае телеграм-каналы только освещают событие на рынке, целенаправленно не вовлекая в него (таких ситуаций значительно больше). «При этом простое информирование о ценовом тренде через телеграм-каналы добавляет массовости «разгону», вовлекая граждан, которые сокращают время изучения информации и формирования выводов на ее основании, все больше ограничиваясь чтением только заголовка. Таким образом, на фоне технологического развития растущий поток информации является одной из причин поверхностного восприятия информации», — пишет ругулятор.

Банк России вместе с мониторингом торгов на предмет выявления признаков манипулирования рынком проводит анализ новостного фона, включая информационную активность в социальных сетях. «Также реализуется коммуникационная политика, нацеленная на донесение частным инвесторам информации о наличии рисков при использовании сведений из социальных медиа. Банк России в рамках проведения поведенческого мониторинга поднадзорных организаций регулярно осуществляет анализ информации, в том числе содержащейся в социальных медиа», — пишет ЦБ.