Российские олигархи чаще всего стараются оспаривать введенные против них санкции, связанные с военными действиями России на Украине, в европейских судах и менее охотно ведут тяжбы в США, пишет Wall Street Journal (WSJ). Как отмечает издание, это связано в первую очередь с тем, что американское управление по контролю за иностранными активами (OFAC) имеет большой и успешный опыт в судебных процессах, инициированных лицами, попавшими под санкции.

Так, в 2021 году российский промышленный магнат Олег Дерипаска подал в суд на Министерство финансов США с целью отмены санкций, введенных против него после присоединения Крыма в 2014 году, и проиграл, создав прецедент для других дел.

При этом в настоящее время суд Люксембурга рассматривает иск от адвокатов Романа Абрамовича, в котором олигарх просит снять с него санкции, потому что они не позволяют ему «эффективно вмешиваться» в мирные переговоры между Россией и Украиной. Российский миллиардер также привел аргументы, которые приводили в суде другие олигархи: его несправедливо преследуют за то, что он просто является российским бизнесменом, и что его связи с Путиным преувеличены. Ожидается, что суд примет решение в ближайшие месяцы.

Первым же человеком, оспорившим в суде режим российских санкций, введенных Великобританией, стал бывший коллега Абрамовича по бизнесу Евгений Швидлер. В суде он утверждал, что санкции причинили его семье «серьезные трудности» и были несоразмерными, говорится в материалах суда. Миллиардер, имеющий британское и американское гражданство, также утверждал, что никогда не имел российского паспорта и не видел Путина лично с 2007 года. В свою защиту правительство Великобритании заявило, что Швидлер должен оставаться под санкциями отчасти для того, чтобы он мог оказать давление на Абрамовича, который, в свою очередь, мог оказать давление на Путина.

Как отмечает WSJ, в последние десятилетия санкции стали одним из ключевых инструментов в арсенале Запада в борьбе с государствами-изгоями. Они не требуют больших затрат, позволяют избежать полномасштабного военного вмешательства и могут быть направлены на причинение максимального вреда при незначительном сопутствующем экономическом ущербе. За последние годы США и их союзники применяли санкции против режимов в Иране, Северной Корее, Венесуэле и Сирии.

Впрочем, пока что эта стратегия неоднозначно сработала в отношении российской бизнес-элиты, замечает издание. Военные действия все еще продолжается, и лишь немногие российские миллиардеры публично осудили действия властей или продали свои российские активы. Возможно, и потому, что для олигархов до сих пор не было стимула открыто критиковать российское правительство или войну в надежде получить доступ к своим активам. По данным WSJ, с февраля 2022 года Запад ввел санкции против более чем ста ведущих российских бизнесменов и членов их семей.

По мнению опрошенных аналитиков, смена курса и принуждение страны к отказу от ключевой внешнеполитической цели редко достигается только с помощью санкций. Более того, они могут вызвать гнев среди населения страны, попавшей под санкции, который власти могут перенаправить против Запада.

Однако санкции могут достигать более ограниченных или менее очевидных целей, например, отпугивать тех, кто хотел бы помочь России. Китай, например, в основном воздерживается от поставок оружия в Россию, опасаясь ответных санкций, пишет WSJ.