Совет директоров Европейского центрального банка (ЕЦБ), скорее всего, откажется от очередного повышения ключевой ставки в сентябре 2023 года, пишет издание Financial Times со ссылкой на экономистов, а также сигналы ЕЦБ. Причиной тому служит резкое падение спроса на корпоративные кредиты, которое продемонстрировал ежеквартальный опрос банков, проведенный европейским регулятором. Так, 158 опрошенных банков указали, что спрос на кредиты со стороны предприятий «упал до рекордно низкого уровня с 2003 года».

Банки возложили ответственность за падение спроса на кредиты на растущие процентные ставки и снижение потребностей в финансировании инвестиций, которое, по их мнению, продолжится и в третьем квартале, хотя и более медленными темпами. Кредитные организации также продолжали ужесточать условия кредитования, ограничивая его доступность.

В ЕЦБ же ожидают, что сокращение кредитного предложения приведет к снижению инфляции за счет уменьшения делового и потребительского спроса, сокращения инвестиций и снижения темпов роста рабочих мест и заработной платы. Впрочем, пока расчет банкиров не оправдался: в июле инфляция в еврозоне составила 5,5%, что почти втрое превышает целевой показатель регулятора.

Еще один аргумент в пользу отказа от дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики — «мрачные экономические перспективы», о чем свидетельствует, в частности, падение показателя делового доверия в Германии, рассчитываемого институтом Ifo. По данным FT, по итогам двух кварталов стагнации экономика Еврозоны рискует испытать дальнейший спад. Экономисты не ожидают признаков оживления, а опросы показывают резкое замедление роста заказов, объема производства и найма на предприятиях во всем Евросоюзе.

«Вся эта порция негативных макроэкономических данных в сочетании с растущим риском полномасштабного кредитного кризиса в Еврозоне усиливает аргументы в пользу паузы после заседания ЕЦБ в четверг», — считает Карстен Бржески, экономист голландского банка ING. Ужесточение ДКП в Еврозоне длится уже почти год. Таким образом власти пытаются снизить рекордно высокую инфляцию до целевого уровня в 2%.