Европейский центральный банк (ЕЦБ) может ускорить процесс сокращения своего портфеля облигаций, что позволит ему снизить инфляцию и освободить место для новой скупки активов в условиях следующего кризиса. Об этом пишет издание Financial Times (FT) со ссылкой на официальных лиц ЕЦБ и экономистов.

Как напоминает издание, пока что основным инструментом мировых регуляторов в борьбе с инфляцией было повышение ставок. Ожидается, что на этой неделе ФРС США и Европейский центральный банк вновь поднимут ставки, а Банк Англии последует их примеру в августе.

Однако центральные банки также начали сокращать свои запасы облигаций в рамках процесса, известного как «количественное ужесточение» (QT, quantitative tightening), в результате которого уменьшается размер их балансов. По данным Financial Times, ЕЦБ и Банк Англии по-прежнему владеют более чем четвертью непогашенного долга своих государств, а ФРС — пятой частью.

Процесс QT, начавшийся в прошлом году, до сих пор проходил относительно гладко, без каких-либо признаков сбоев на рынках облигаций. Это дает экономистам и некоторым высокопоставленным чиновникам центральных банков уверенность в том, что этот процесс может быть ускорен, особенно в Европе. Марк Уолл, главный экономист Deutsche Bank, сказал, что «было бы разумно, если бы ЕЦБ начал думать о следующем шаге в постепенном сворачивании своего облигационного портфеля, добавив, что это «может быть стратегией, направленной на укрепление доверия к дальнейшему повышению ставок».

По данным FT, который ссылается на одного из руководителей ЕЦБ, в ближайшее время европейский регулятор может обсудить возможность продажи некоторых облигаций до наступления срока их погашения. В марте глава центрального банка Германии Йоахим Нагель заявил, что «позднее» в этом году ЕЦБ может также рассмотреть возможность более быстрого сокращения программы покупки облигаций на сумму 1,7 млрд евро, запущенной во время пандемии.

Йенс Айзеншмидт, главный европейский экономист Morgan Stanley, считает, что центральный банк может начать сокращать эту программу экстренных закупок в январе следующего года и полностью прекратить реинвестиции к июлю, что приведет к сокращению программы на 133 млрд евро в 2024 году. Дэйв Рамсден, заместитель управляющего Банка Англии по рынкам и банковской деятельности, заявил на прошлой неделе, что центральный банк может ускорить темпы QT после сентября, поскольку опыт показал, что эта мера может работать «в фоновом режиме» и не оказывать большого влияния на экономику.

По мнению Томаша Веладека, главного европейского экономиста по фиксированным доходам компании T Rowe Price, увеличение QT может помочь сбалансировать последствия ужесточения денежно-кредитной политики. «Ставки остаются основным инструментом, однако нельзя с точностью сказать, что это лучший способ, особенно если в итоге все денежные корректировки приходятся только на одного участника экономики, например, на держателей ипотечных кредитов», — считает он.

Однако, как предупреждает Веладек, процесс количественного ужесточения сопряжен с рисками: «Мы не знаем последствий QT. Этот процесс может оказаться нелинейным, и тогда стоимость государственных заимствований внезапно значительно возрастет».

«Это неизведанная территория для многих крупнейших центральных банков мира, — сказал Ашок Бхатиа, директор представительства МВФ в Европе. — В целом мы считаем, что принятый на данный момент подход в области QT является целесообразным, но в будущем можно будет периодически пересматривать его темпы».