Банк России повысил ключевую ставку сразу на 100 базисных пунктов (б.п.) — с 7,5% до 8,5%. Ставка была повышена впервые с марта 2022 года, когда регулятор резко поднял значение показателя сразу на 10,5 процентных пунктов (п.п.), до 20%. ЦБ шесть раз сохранял ставку на уровне 7,5% процентов, однако в последний раз, в июне, ужесточил сигнал о дальнейших действиях по денежно-кредитной политике (ДКП): он допустил «возможность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях». В релизе от 21 июля ЦБ вновь повторил свой предыдущий сигнал: регулятор «допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях для стабилизации инфляции вблизи 4% в 2024 году и далее».

ЦБ о динамике инфляции

Как отмечается в релизе ЦБ, инфляционное давление усиливается: текущие темпы прироста цен, включая широкий набор устойчивых показателей, превысили 4% в пересчете на год, и они продолжают расти. Вырос и показатель годовой инфляции. На 17 июля, прирост потребительских цен возрос до 3,6% год к году после 2,5% в мае и 3,3% в июне.

Рост инфляционного давления проявляется по все более широкому кругу товаров и услуг, что объясняется превышением устойчивого роста внутреннего спроса над возможностями расширения производства во многих отраслях, в том числе вследствие ограниченности свободных трудовых ресурсов. Ускоряется и перенос в цены ослабления рубля, которое происходило с начала 2023 года.

Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий остались на повышенном уровне, в июле они также выросли. Инфляционные ожидания профессиональных аналитиков на 2023 и 2024 годы тоже увеличились, на среднесрочную перспективу они заякорены вблизи 4%.

Как поясняют в ЦБ, проводимая ДКП ограничит масштаб отклонения инфляции вверх от цели, она направлена на возвращение инфляции к 4% в 2024 году. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 5,0–6,5% в 2023 году, вернется к 4% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

ЦБ о денежно-кредитных условиях

ЦБ указал, что денежно-кредитные условия продолжили смягчение. «Несмотря на увеличение номинальных процентных ставок в отдельных сегментах финансового рынка, включая рынок ОФЗ, кредитная активность оставалась высокой как в корпоративном, так и в розничном сегменте». — пишет он.

Высокими темпами растет потребкредитование, однако также регулятор отметил ускорение роста в ипотеке. Ипотечное кредитование ускорилось в том числе за счет рыночного сегмента, отмечает ЦБ.

ЦБ об экономической активности

Регулятор считает, что восстановительная фаза российской экономики «в целом завершена», а в дальнейшем темпы ее роста будут постепенно приближаться к темпам, «соответствующим траектории сбалансированного роста».

Экспорт и импорт. ЦБ отмечает «неоднородность» экономической активности в отраслевом разрезе:

— В секторах экономики, ориентированных на внутренний спрос, выпуск достиг или превысил докризисные уровни;

— В отраслях, ориентированных на экспорт, выпуск сдерживается действием внешних ограничений.

При этом внутренний спрос, как говорится в заявлении регулятора, уверенно растет за счет увеличения спроса госсектора и активизации потребительского спроса. Рост потребительской активности, в свою очередь, поддерживается несколькими факторами: высокими темпами кредитования, ростом реальных заработных плат и адаптацией населения к новой структуре предложения на товарных рынках.

Ослабление рубля. ЦБ также отметил, что основным фактором ослабления рубля стала разнонаправленная динамика экспорта и импорта, то есть увеличение спроса на импорт в условиях снижения экспорта. В ближайшие кварталы, по прогнозам регулятора, спрос на импорт будет адаптироваться к произошедшему ослаблению рубля.

Рынок труда. Один из важных факторов ограниченных возможностей роста производства, по мнению ЦБ, — состояние рынка труда. Так, безработица обновила исторический минимум, а дефицит рабочей силы проявляется наиболее сильно в регионах с большим ростом потребительской и деловой активности. Невысокая географическая и межотраслевая мобильность рабочей силы — еще одно структурное ограничение.

Прогноз по ВВП. В базовом сценарии Банк России прогнозирует, что темп прироста ВВП составит 1,5–2,5% в 2023 году, 0,5–2,5% в 2024 году, 1,0–2,0% в 2025 году и 1,5–2,5% в 2026 году.

ЦБ об инфляционных рисках

По мнению регулятора, на среднесрочном горизонте проинфляционные риски «существенно увеличились» (в прошлом релизе по ставке ЦБ говорил о «еще большем» смещении рисков «в сторону проинфляционных»).

Так, Банк России отметил, что сейчас основным проинфляционным риском «является нарастающее отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста». «Это может произойти в случае сохранения повышенного спроса со стороны государственного сектора при дальнейшей активизации потребительского спроса. В этих условиях расширение внутреннего спроса будет значимо превышать возможности расширения выпуска», — указывает в релизе регулятор. Однако в условиях ограниченности свободных трудовых ресурсов увеличение производительности труда может сильнее отставать от роста реальных заработных плат.

Также, как указывает ЦБ, риском являются высокие и незаякоренные инфляционные ожидания населения, которые особенно чувствительны к курсовым колебаниям: «С учетом этого перенос в цены уже произошедшего с начала года ослабления рубля может оказаться более выраженным, чем ожидается в базовом сценарии».

Значимое влияние на проинфляционные риски оказывают условия внешней торговли, на которые, в свою очередь, оказывает влияние геополитика. «Так, усиление внешних торговых и финансовых ограничений может дополнительно ослабить спрос на товары российского экспорта и иметь проинфляционное влияние через динамику валютного курса.», — говорится в пресс-релизе. Кроме того, как отмечает регулятор, усложнение производственных и логистических цепочек или финансовых расчетов в результате внешних ограничений может привести к удорожанию импорта. Кроме того, значимые краткосрочные проинфляционные эффекты может также иметь ухудшение перспектив роста мировой экономики.

Как пишет регулятор, в базовом сценарии он исходит из «же принятых решений по среднесрочной траектории расходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом»: «В случае дополнительного расширения бюджетного дефицита проинфляционные риски возрастут, и может потребоваться более жесткая ДКП для возвращения инфляции к цели в 2024 году и ее поддержания вблизи 4% в дальнейшем».

О дезинфляционных рисках ЦБ в пресс-релизе не упомянул.