В 2022 году доллар США укрепился на 8%, достигнув самого высокого уровня с 2002 года. Как отмечается в докладе Международного валютного фонда (МВФ), рост курса доллара исторически сопровождался негативными вторичными эффектами, однако эти эффекты непропорционально сказывались на «развивающихся» и «развитых» странах.

Так, с экономической точки зрения они сильнее затрагивают «развивающиеся» страны, чем «развитые»: укрепление доллара на 10% через год снижает реальный объем производства «развивающихся» стран на 1,9%, и этот отрицательный эффект рассеивается только к десятому кварталу. Напротив, негативные эффекты в «развитых» странах носят более краткосрочный характер, они также обладают гораздо меньшей силой — достигают своего пика в 0,6% и всего лишь за один квартал.

При этом экономики с гибким обменным курсом быстрее восстанавливают показатель ВВП, чем «развивающиеся» страны с менее гибким. Однако, как отмечено в докладе, переход к плавающему обменному курсу не может быть доступным вариантом для всех стран: те из них, кто имеет серьезные финансовые уязвимости, должны сначала воспользоваться дополнительными инструментами, такими как макропруденциальные меры. Для таких стран переход на гибкие курсы должен быть отложен до тех пор, пока они не преодолеют ранее существовавшие структурные факторы уязвимости, в том числе за счет укрепления внутреннего финансового рынка.

Помимо негативных трансграничных вторичных эффектов, укрепление доллара США связано со сжатием мировых счетов текущих операций. Так, когда доллар США укрепляется на 10%, мировые балансы сокращаются спустя год примерно на 0,4 п.п., и этот негативный эффект может длиться до четырех лет.