На сайте Европейского суда появилась детальная информация о том, как Альфа-банк и Росбанк оспаривают санкции ЕС. Ранее в картотеке уже появлялись данные о подаче заявлений, в том числе и еще одного банка — «Тинькофф банка». Во всех трех случаях содержание исков и предполагаемые даты слушаний тогда были неизвестны.

Как следует из материалов дел, и Росбанк, и Альфа-банк утверждают, что у Совета Европы не было законных оснований для введения санкций против заявителей (то есть банков), их клиентов и тех, кто с ними связан. В частности, Росбанк спорит даже с самим введением пункта 1(g) статьи 3 Регламента Совета ЕС об ограничительных мерах в отношении действий, подрывающих или ставящих под угрозу территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины. К 7 июня стали действительны поправки, согласно которым, по этому пункту под санкции также может попадать и «лицо, занятое в секторах экономики, обеспечивающих существенный доход государства». Росбанк, утверждает, что нет достаточной связи между критерием и преследуемой целью, а также что произошло нарушение основополагающих принципов ЕС: например, принципа равенства и недискриминации.

Подобную формулировку начало использовать и правительство Великобритании. В понедельник, 17 июля, вместе с пополнением санкционного списка произошло уточнение оснований попадания в него тех, кто уже находился в перечне. Так, для главы ВТБ Андрея Костина теперь указано, что он был внесен в список как лицо, «осуществлявшее деятельность в российском секторе финансовых услуг, секторе, имеющем стратегическое значение для правительства России».

Упоминается в обоих исках и ошибочность оценки роли банков. Как следует из иска Альфа-банка, это привело к тому, что он подпал под уже упомянутый пункт 1(g) статьи 3 Регламента, хотя это отнесение было «необоснованным». Росбанк упоминает, что Совет опирался на старые факты.

В целом в обоих банках считают, что Совет нарушил основные права, а также принцип соразмерности (Росбанк упоминает еще и нарушение принципа недискриминации). «Ущемлены основные права, в частности: права собственности, свободы заниматься экономической или коммерческой деятельностью и права на защиту репутации», — следует из иска Альфа-банка.

При этом Росбанк также указывает, что Совет мог бы принять и другие меры, менее ограничительные, чем рассматриваемые, однако в иске не указано, какие меры имеют в виду в банке. В иске Альфа-банка подобного предложения не встречается, однако там есть указание, которого не делает Росбанк: в Альфа-банке считают, что Совет нарушает баланс между внешнеполитической целью санкций и ограничением экономических прав заявителя и, как следствие, способствует обнищанию населения Российской Федерации. «Речь идет о клиентах банка, чьи сбережения были инвестированы в финансовые инструменты, размещенные в Европе. Мы настаиваем на том, что Совет ЕС не имеет права арестовывать личные сбережения граждан России под видом санкций против банка как финансового института», — рассказал «Коммерсанту» представитель банка.

Позже появились детали искового заявления «Тинькофф банка». При этом в поддержку иска банк сослался на восемь аргументов «Росбанка», которые «идентичны или аналогичны» его собственным. И у «Тинькофф банка», и у Росбанка представителем указан юрист A. Genko, у Альфа-банка же — юрист B. Malmendier.

О том, что эти банки подали иски об оспаривании введенных против них санкций, стало известно еще в мае. Тогда в картотеке ЕС появились данные об исках, из которых следовало, что «Тинькофф банк» и «Альфа-банк» подали заявления о начале производства 18 и 22 мая 2023 года соответственно. Тогда же, 18 мая, этот сделал и Росбанк. В конце февраля 2023 года ЕС опубликовал десятый пакет санкций против России, тогда в список в том числе попали три российских банка: Тинькофф, Альфа-банк и Росбанк. Ограничения предполагали заморозку активов на территории стран Евросоюза, а также запрет на сделки с этими кредитными организациями.