Все больше стран возвращают золотые резервы после прецедента с «заморозкой» золотых активов российского ЦБ, следует из опроса американской инвестиционной компании Invesco, в котором приняли участие 57 центробанков и большая часть (85%) суверенных фондов. По данным Всемирного совета по золоту, спрос при этом в 2022 году вырос на золотые слитки и монеты, но упал на золотые ETF.

Ранее Financial Times писала, что западные правительства заморозили $300 млрд российских золотовалютных резервов, что, по мнению стратега по металлургии в MKS PAMP Ники Шилc, могло побудить страну задаться вопросом: нужно ли иметь столько долларов, если их могут конфисковать в любой момент? Большинство опрошенных Invesco центральных банков (58%) согласились с тем, что после блокировки российских активов популярность золота возросла, однако именно физического золота. Так, центральные банки теперь предпочитают хранить физическое золото, а не золотые ETF: только 7% опрошенных ЦБ инвестируют в них (12% в 2020 году).

Этот сдвиг, по мнению аналитиков Invesco, отражает повышенный уровень геополитических рисков: 57% центральных банков согласны с тем, что золото является страховкой от них. «Золото играло решающую роль последние пару лет: мы увеличили вложения 8-10 лет назад и держали их в Лондоне, используя их для свопов и повышения доходности, но теперь мы перевели наши золотые резервы обратно в нашу страну, чтобы сохранить их в безопасности — теперь его роль золота состоит в том, чтобы быть безопасным актив-убежищем», — рассказал компании один западный центральный банк.

Опрос показал, что «значительная доля» центральных банков обеспокоена российским прецедентом. Почти 68% респондентов заявили, что хранят резервы в своей стране (в 2020 году таким образом на вопрос ответили лишь 50% опрошенных). Род Рингроу, глава официальных учреждений Invesco, курировавший отчет, рассказал, что это широко распространенное мнение: «Если это мое золото, то я хочу, чтобы оно было в моей стране — такой была мантра, которую мы видели в прошлом году или около того».