ООО и ИП открывают расчетный счет, чтобы с комфортом и без лишних затрат принимать оплату от клиентов, рассчитываться за поставки, выплачивать зарплату сотрудникам, делать перечисления в бюджет. Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) сегодня предлагает практически каждый банк, поэтому к выбору нужно отнестись внимательно.

Кроме непосредственно расчетов клиент может воспользоваться дополнительными банковскими сервисами, чтобы упростить ведение бизнеса. Корпоративная карта обеспечивает круглосуточный доступ к деньгам и сокращает оборот наличных, эквайринг и прием платежей через СБП привлекает новую аудиторию, кредитование поможет избежать кассовых разрывов или запустить новый проект. В статье мы рассказываем, на что предпринимателю обратить внимание при открытии счета.

Что нужно учитывать при выборе банка для бизнеса?

Самый главный критерий в поисках банковского обслуживания — услуга должна полностью соответствовать потребностям и специфике конкретного бизнеса. Рекомендуем составить список необходимых сервисов, количество регулярных платежей и операций с наличными. Это поможет сделать расчеты и выбрать тот тариф, в котором будет все перечисленное по удобной цене.

На что обратить внимание при выборе лучшего  банка-партнера:

  1. Сравните стоимость стандартного тарифа, в котором оплачивается каждая операция отдельно, и пакета услуг, когда за абонентскую плату предоставляется определенный набор опций. 
  2. Изучите возможности бизнес-карты. Ищите бесплатный выпуск и обслуживание, начисление кэшбэка, сниженную комиссию на снятие и внесение наличных, крупные лимиты, разные категории для руководителя и сотрудников.
  3. Выбирайте льготные тарифы для начинающих предпринимателей, они позволят пользоваться РКО практически без комиссии в первое время, пока компания набирает обороты.
  4. Резервируйте счет онлайн, это займет не более пяти минут. Полученные реквизиты сразу можно передать партнерам для входящих платежей, а затем встретиться с представителем банка и подписать договор. Обычно резерв действителен до 30 дней, но поступившие средства не будут хранится на неактивном счете более 5–7 дней. 
  5. Проверьте уровень комфорта, который предлагает банк. Речь идет о расположении ближайшего офиса, наличии широкой сети банкоматов, предоставлении персонального менеджера, качестве работы службы поддержки.
  6. Изучите условия дистанционного обслуживания. Нужен бесплатный доступ в интернет-банк и мобильное приложение, без сложного подключения и покупки дополнительного оборудования.
  7. Ищите выгодные сервисы. Нередко после открытия счета можно воспользоваться другими услугами для ИП и ООО со скидкой или вообще бесплатно. Кроме того, банки проводят различные акции для привлечения новых клиентов.

Консалтинговая компания Frank RG проанализировала тарифы и сервисы банков для малого бизнеса и ИП, с результатами их рэнкинга вы можете ознакомиться на сайте.

Какие услуги банки предлагают предпринимателям?

Помимо РКО, юридические лица и ИП могут при необходимости подключить в банке другие полезные услуги. Необязательно обслуживаться только в одной кредитной организации, можно открыть несколько счетов в разных банках, если присутствует очевидная выгода в этом.

Обслуживание бизнес-счета

Это основной сервис, при помощи которого можно:

  • получать входящие безналичные платежи от контрагентов;
  • делать переводы на счета других банков ИП и ООО;
  • перечислять деньги в адрес физического лица;
  • проводить снятие наличных;
  • вносить выручку наличными;
  • рассчитываться в рублях или иностранной валюте внутри банка и вне его.

Выбирайте тариф, в котором не нужно отдельно платить за открытие и обслуживание счета. Обратите внимание, что счета в рублях и валюте обслуживаются и тарифицируются отдельно.

Бизнес-карта

Может быть именной, неименной моментальной, виртуальной, премиальной и кредитной. Привязывается к основному расчетному счету или к дополнительному карточному. Позволяет оплачивать без комиссии товары и услуги, снимать и вносить наличные круглосуточно. ИП может тратить с нее деньги и на личные нужды. 

Отдайте предпочтение карте с возможностью бесплатного обслуживания и кэшбэком за покупки. Обратите внимание, что снятие и внесение наличных, даже в «родном» банкомате, в большинстве случаев будет платным. 

Онлайн-бухгалтерия

Сервис для расчета налогов, формирования и отправки отчетности в надзорные органы. Позволяет вести учет без бухгалтера, подходит для ИП и микро-компаний. 

Выберите подходящий режим — самостоятельная работа или привлечение бухгалтера, от этого зависит стоимость услуги. Возможны разовые привлечения специалиста при возникновении вопросов.

Зарплатный проект

Выпуск дебетовых карт сотрудникам и регулярное перечисление зарплаты. Отправка денег происходит одним платежным поручением по реестру, действуют сниженные комиссии. 

Не обязательно оформлять всем сотрудникам карты в этом же банке. Можно выплачивать зарплату на любые банковские карты, которыми уже пользуются люди.  

Эквайринг и онлайн-касса

54-ФЗ обязывает практически каждого предпринимателя проводить оплату от розничных покупателей через кассу. Для это в банке можно приобрести или взять в аренду необходимое оборудование. 

Эквайринг необходим для приема безналичной оплаты картами в магазине или на сайте. Терминал можно купить, арендовать, использовать смартфон или модульные онлайн-решения.

На начальном этапе аренда оборудования позволит сэкономить значительную сумму, но затем лучше приобрести свое, чтобы не зависеть от конкретного банка и избежать частых поломок бывших в употреблении устройств.

Для эквайринга откройте расчетный счет, это поможет получать деньги быстрее и со сниженной комиссией.

Подключение QR-платежей

Расчеты с клиентами через QR-код выгодны для бизнеса, так как комиссия значительно ниже чем при классическом эквайринге и максимально составляет 0,7%. Деньги зачисляются на счет моментально. 

Размещайте код в удобном для клиента месте — возле кассы, на экране терминала, на сайте. Совмещайте СБП с обычным эквайрингом, иначе потеряете часть клиентов, которые предпочитают платить картой.

Кредиты для бизнеса

Компания может подключить овердрафт к расчетному счету, взять небольшую сумму на пополнение оборотных средств или крупное финансирование на инвестиционные цели. Представителям МСП доступно льготное кредитование по сниженной ставке с поддержкой государства в банках-участниках программы. 

Овердрафт удобен для подстраховки, если вдруг появятся срочные расходы. Проценты начисляются только за израсходованную сумму, но погашается долг полностью автоматом при поступлении денег на счет. 

Аккредитивы

Проведение безопасных расчетов с партнером, в которых банк принимает участие как гарант. 

Это платная услуга, подходит для крупных сделок, когда возможные потери от невыполнения контрагентом обязательств превышают в разы стоимость аккредитива. 

Факторинг

Подойдет торговым организациям, которые работают с контрагентами на условиях отсрочки платежа. Банк выступает посредником и защищает интересы обеих сторон.

Такой сервис предлагают не все банки, изучите внимательно условия. Если компания не может работать без отсрочки платежа в силу специфики деятельности, этот сервис поможет избежать постоянной борьбы с просроченной задолженностью.

На какие дополнительные бонусы можно рассчитывать?

Многие банки предлагают скидки и акции от партнеров в разных направлениях. Например, можно получить:

  • Бесплатное размещение вакансий
  • Рекламу и продвижение в интернете
  • Подключение к онлайн-бухгалтерии
  • Разработку лендинга или сайта
  • Доступ к корпоративным тарифам на связь и интернет

Чтобы воспользоваться подарками, нужно открыть расчетный счет и уложится в срок действия акции.  

От самого банка можно получить такие бонусы, как процент на остаток по счету или карте, кэшбэк за покупки. Советуем предварительно изучить условия программы, чтобы не упустить выгоду.

Что потребуется для оформления РКО?

Для открытия расчетного счета индивидуальному предпринимателю нужно предоставить паспорт, организации  — учредительные документы, приказ и паспорт директора. Если деятельность компании подлежит лицензированию, необходимо предъявить актуальные лицензии. Также предстоит заполнить анкеты, согласия, заявления, необходимые для заключения договора.

Банк вправе отказать в обслуживании клиенту, если у него отсутствует регистрация в налоговой, предоставленные сведения не соответсвуют реестрам ЕГРЮЛ и ЕГРИП, нет лицензий, выявлены отрицательные факты в репутации.

Что делать, если банк не выполняет условия договора?

Сначала нужно попытаться решить проблему с банком, нарушившим условия договора. Для этого можно позвонить на горячую линию, отправить электронный запрос в форме обратной связи на сайте  или отнести официальную претензию в бумажном виде в отделение. 

Дальнейшие шаги, доступные клиентам в защите своих интересов — жалоба в ЦБ, ФАС, Роспотребнадзор, прокуратуру. Либо подать иск в суд.