Торгово-промышленная палата (ТПП) предложила освободить резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) от налога на сверхприбыль (windfall tax). Речь идет о компаниях, которые в 2018-2019 годах осуществляли капитальные вложения и чьи проекты вышли менее чем на 50% планируемой производственной мощности. Соответствующее письмо ТПП направила главе комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрею Макарову, передают «Известия».

Как объяснил изданию президент палаты Сергей Катырин, в законопроекте о windfall tax «сверхприбыль» определяется как превышение средней арифметической величины дохода за 2021–2022 годы над тем же показателем за 2018–2019 года. Однако в документе не предполагаются исключения для налогоплательщиков, которые за 2018-й и 2019-й делали капитальные вложения, но не вели «заметной» коммерческой деятельности и фактически не имели существенной прибыли. Поэтому доходы таких компаний в 2021-2022 годах были получены не за счет «выгодной конъюнктуры рынка», а из-за завершения инвестиционного цикла и выхода проекта на плановую мощность. В связи с этим ТПП предлагает вывести из-под действия законопроекта резидентов ОЭЗ, которые соответствуют этим критериям.

Члены палаты также предлагают исключить из расчета сверхприбыли за 2021-2022 годы сумму инвестиций в основные средства, направленных на будущие периоды. Причем в этом случае речь идет не только о резидентах ОЭЗ, но и о других компаниях. В письме ТПП говорится, что непринятие во внимание этого факта «может привести к отказу со стороны компаний от инвестиционных вложений в будущем» — они могут столкнуться с » устареванием оборудования и технологий, сложностями для повышения заработной платы, снижением качества продукции и уровня обслуживания клиентов», что в итоге может стать «причиной снижения прибыли и потери конкурентоспособности на рынке».

На аналогичную проблему также обратила внимание «Деловая Россия», которая направила письмо замминистру финансов Алексею Сазанову (подлинность документа подтвердил источник, близкий к правительству). Там отмечается, что компании, которые в 2018-2019 более интенсивно расходовали, чем в 2021-2022, а также те, кто раньше осуществил капитальные вложения, благодаря чему сейчас у них выросли производственные показатели, будут вынуждены уплатить допналог от «нормальной, а не сверхприбыли».

Контекст. Windfall tax или налог на сверхприбыль — один из финансовых рычагов, с помощью которых Минфин пытается поддержать госбюджет. Впервые о такой идее — взимать «разовый добровольный взнос» с бизнеса в бюджет — заявил вице-премьер Андрей Белоусов в феврале 2023 года. По его словам, идея этого налога изначально «принадлежала бизнесу, а не государству». Уже в апреле 2023 года Минфин предложил законодательно оформить разовый сбор с бизнеса как «налог чрезвычайного характера», а в мае подготовил финальную версию законопроекта, а в июне правительство ее одобрило. Затем, 13 июня законопроект был внесен в Госдуму, он пока не был рассмотрен в первом чтении.

Согласно документу, такой налог в федеральный бюджет должны отчислять компании, чья средняя арифметическая прибыль за 2021-2022 годы превышала 1 млрд рублей. Ставка налога составляет 10% от суммы превышения прибыли за 2021–2022 годы над аналогичным показателем за 2018–2019 годы. Министр финансов Антон Силуанов оценивал, что бюджет может получить по итогам этого сбора 300 млрд рублей. Бизнес и профсообщества не раз выступали с критикой этой инициативы.

Так, в конце мая ассоциация бизнеса «Деловая Россия» обратилась в Минфин с просьбой более детально проработать методологию определения налоговой базы для расчета вводимого налога на сверхприбыль (windfall tax) и учесть инвестиции, которые компании сделали в базисном периоде 2018–2019 годов.