Фото: Росконгресс

Центробанк частично раскрыл отчетность банков на 1 июня 2023 года. Frank Media попытались проанализировать, что произошло с банковскими активами крупных игроков за прошедшие полтора года.

После начала военных действий России на территории Украины банковский сектор попал в санкционный шторм и среди крупных банков страны избежали ограничений к сегодняшнему дню только дочки иностранных банков — Райффайзенбанк и «Юникредит».

По подсчетам Frank Media, ни санкционный кризис, ни заморозка активов не сказались на росте бизнеса большинства банков — почти все они увеличили активы. А подконтрольные нефтегазовым гигантам Газпромбанк и «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) показали впечатляющий рост на 49% и 58% соответственно. Хотя ВБРР находится под санкциями, а ГПБ этой участи избежал как основной источник получения средств за газ. Скорость попадания под санкции у частных игроков не сказалась на темпах роста: Совкомбанк, попавший под санкции почти сразу, а также МКБ и Тинькофф продемонстрировали сопоставимый рост активов (см. таблицу). А самый скромный рост показали дочки иностранных банков в России.

За период, пока банки не раскрывали отчетность, заметно поменялся расклад сил внутри топ-15:

  • дочки итальянской группы UniCredit и австрийской группы RBI почти вдвое сократили кредитные портфели, однако их активы все равно показали символический рост на 1%. Однако причина роста непонятна, так как ЦБ разрешил банкам не раскрывать операции с валютой и нерезидентами. Такой же рост показала бывшая дочка Societe Generale — Росбанк, хотя она кредитный портфель увеличила.
  • Промсвязьбанк сравнялся по размеру активов с Альфа-банком — размер их активов составляет по 6,3 трлн рублей.
  • «Московский кредитный банк» (МКБ) по размеру активов сравнялся с Россельхозбанком, потому что вырос с февраля 2022 года на 25%, в то время как РСХБ — всего на 6%.
  • Совкомбанк обогнал ФК Открытие, а ВБРР вовсе вплотную приблизился к топ-10, обогнав «Юникредит», Росбанк и «Тинькофф».

Данные, раскрытые ЦБ, лишили рынок значительного массива информации, следует из материалов регулятора. Банки не раскрывают структуру вложений в ценные бумаги и драгметаллы, операции с нерезидентами, включая кредиты и депозиты. В новой отчетности нет данных об источниках капитала и структуре депозитов и кредитов.

Несмотря на то, что ситуация с кредитным портфелем и ростом активов кардинально различается у ряда игроков, крупнейшие банки остаются прибыльными. А темп роста прибыли не снижается. С начала 2023 года Центробанк уже удвоил прогноз до 2 трлн рублей, обещая пересмотреть его в ближайшее время. Впрочем, внутри этих доходов велика доля валютной переоценки: это признавали ВТБ и Сбербанк в комментариях к отчетности.