Цены на алмазы упали на 18% по сравнению с рекордными значениями, достигнутыми в феврале 2022 года, и снизились на 6,5% с начала года, согласно индексу Global Rough Diamond Price Index, пишет CNBC.

Природный алмаз весом в 1 карат среднего качества год назад стоил $6700, сегодня этот же алмаз продается за $5300, рассказал CNBC Пол Зимниски, генеральный директор Paul Zimnisky Diamond Analytics.

Цены на бриллианты, наряду с другими ювелирными изделиями, выросли во время пандемии COVID-19. «Потребители были готовы тратить, — говорится в отчете консалтинговой компании Bain&Company. — У них было много денег, полученных благодаря оживлению на рынках капитала и программам экономического стимулирования, и они хотели потратить их на значимые подарки для своих близких». Эту идею разделяет и гендиректор Angara Jewelry Анкур Дага: «Когда люди не могли путешествовать или питаться вне дома, все эти не потраченные деньги шли на предметы роскоши и ювелирные изделия». Когда же пандемийные ограничения стали отменяться, а экономика – восстанавливаться, цены на алмазы стали снижаться и в итоге скатились в «крутое пике», добавил он.

Среди других факторов, повлиявших на цену алмазов — продолжающаяся конкуренция со стороны искусственных алмазов, более медленное восстановление китайской экономики и неопределенный макроэкономический фон, указывает CNBC.

Замена из пробирки

Все большее число потребителей делает выбор в пользу бриллиантов, выращенных в лаборатории, отмечает Эдан Голан, генеральный директор Edahn Golan Diamond Research & Data. «Доля продаж бриллиантов, выращенных в лабораториях, по сравнению с природными бриллиантами, растет. В 2020 году они составляли всего 2,4%. В 2023 году к настоящему времени их доля уже достигла 9,3%», — сказал он.

Выращенные в лаборатории алмазы производятся в контролируемой среде с использованием экстремального давления и тепла, что воссоздает процесс формирования природных алмазов в мантии Земли. «Они химически, физически и оптически идентичны природным алмазам и считаются «идеальной заменой, — сказал Анкур Дага. — Но что более важно для большинства — они намного дешевле.

Кроме того что цены на выращенные в лаборатории алмазы тоже снижаются, отмечает Эдан Голан. За последние три года они упали на 59%.

«Три года назад вы могли купить выращенный в лаборатории эквивалент на 20%-30% дешевле цены природного. Сейчас это где-то между 75% и 90% от цены природного камня», — сказал Дага, объяснив снижение цен тем, что машины становятся более эффективными в производстве большего количества искусственных алмазов.

Санкции не поднимут цены

Аналитики рынка не ожидают, что санкции в отношении российских алмазов приведут к резкому скачку цен, пишет CNBC. Так, в мае G7 предлагала ввести эмбарго на импорт крупных алмазов весом от одного карата, поставляемых российской алмазодобывающей компанией «Алроса», а Польша настаивала на включении в новый пакет санкций ЕС полного запрета на импорт российских алмазов. Однако решения до сих пор не приняты.

«В последние месяцы российские производители увеличили продажи алмазов в попытке вернуть долю рынка, потерянную в прошлом году после перебоев в торговле», — заявил Зимницкий. По словам Эдана, у России не будет проблем с продажей своих алмазов, несмотря на санкции, особенно если крупные покупатели продолжат проявлять интерес к ценным камням из России.

«Такие страны, как Индия, ОАЭ и даже ЕС, не ввели санкции на импорт алмазного сырья. Так что, повторюсь, реального дефицита нет», — сказал он.

Индия является главным мировым импортером алмазов, США занимают второе место, за ними следуют Гонконг, Бельгия и ОАЭ.

Бриллианты будут дешеветь

Дага ожидает, что цены на природные алмазы упадут на 20-25% в течение следующих 12 месяцев (по сравнению с ценами на июнь 2023 года – FM), что означало бы падение на 40% по сравнению с февральским пиком. И он не одинок в своих прогнозах.

«Существует возможность для дальнейшего снижения цен, и это очень вероятный сценарий, особенно учитывая, что маржа розничных продавцов на алмазы, выращенных в лабораториях, особенно высока — около 60% по сравнению с 34% на природные алмазы», — сказал Голан.

Однако падение цен не может быть бесконечным и в любом случае достигнет «естественного дна» из-за затрат на рабочую силу.

«Стоимость труда все еще растет, и труд по-прежнему является очень важной частью производства алмазов». — сказал Дага, добавив, что после 25%-ного падения пике остановится.

По данным Bain&Company, обычно производство алмазов включает в себя огранку и полировку камня перед тем, как он превратится в ювелирное изделие, и это является «самой сложной» и объемной частью цепочки ценообразования.