Фото: Екатерина Невская

Минфин с июля более чем вдвое — до 91 страны — увеличит перечень государств и территорий, которые квалифицированы как офшорные юрисдикции. Приказ министерства от 5 июня 2023 года содержит список стран, предоставляющих льготный налоговый режим, которые позволяют не раскрывать информацию при проведении финансовых операций.

До сих пор список офшоров содержал 40 стран, однако теперь их количество возрастет до 91. Среди новичков: страны ЕС, Великобритания, Швейцария, США, Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, и например, Венгрия и Кипр. Именно эти страны оказывали основное санкционное давление на компании и граждан России.

В середине февраля Евросоюз перевел РФ из серого в черный список офшоров — она стала страной, которая не сотрудничает с ЕС для целей налогообложения.

Frank Mеdia опросили юристов на тему последствий такого решения властей — они солидарны, что решение Минфина во многом является ответной мерой.

Анна Зеленская, ассоциированный партнер налоговой практики МЭФ Legal:

Страны из этого перечня фактически приравняли к офшорам или к странам, которые не обмениваются финансовой информацией. Сам по себе этот перечень применяется для избранных операций.
Особенно чувствительно документ может сказаться на компаниях, у кого есть «дочки» за рубежом — это затрудняет взаимодействие между подразделениями в разных странах.

  • Если у вас есть поставщик из этого списка и сумма операций превысила 120 млн рублей в год, то есть обязательство доказывать, что они были проведены по рыночным ценам.
  • Продажа активов и акций компаний, зарегистрированных в этих странах, не будет освобождаться от налогообложения при сроке владения более 5 лет(так как 5-летняя льгота для инвесторов не применяется к вложениям в компании из стран «офшорного списка»).
  • Российским организациям нельзя будет применять льготные налоговые ставки по дивидендам, полученным от компаний-резидентов списка.
  • Станет недоступна налоговая льгота при безвозмездном получении имущества и имущественных прав — часто используемая при реструктуризациях. Компания должна будет полностью отразить свой доход для целей налогообложения, так как льгота не применяется при передаче активов от дочерних компаний из стран в офшорной списке. Срок владения компаний не важен.

Мария Кабанова, старший юрист SEAMLESS Legal:

Особенно большое значение расширение перечня «офшорных» юрисдикций будет иметь с точки зрения применения российских правил трансфертного ценообразования (ТЦО). Теперь под правила ТЦО попадут все сделки с резидентами этих юрисдикций, оборот по которым превысит 120 миллионов рублей в год (включая поставки товаров, приобретение услуг и лицензий у независимых лиц). В частности, правила ТЦО могут оказаться применимы к сделкам по выкупу российскими лицами активов у иностранного бизнеса, покидающего рынок в 2023 году.

Сделки с резидентами «офшорных» зон приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами, и становятся контролируемыми при превышении вышеуказанного порога. Порог считается не отдельно по каждой сделке, а суммарно по всем сделкам, совершенных с одним и тем же контрагентом за год.

Российские компании, имеющие дело с контрагентами из соответствующих юрисдикций, теперь будут обязаны ежегодно уведомлять налоговые органы о таких сделках в установленной форме, а также доказывать рыночность применимых цен.

Поскольку доказывание рыночности цены в сделке как правило подразумевает получение расширенной информации от контрагента (в том числе, в части его финансовых результатов по сделке), подумать о внесении соответствующих обязанностей по раскрытию информации в договорную документацию, а также оценить сопутствующие риски для российской стороны, стоит уже сейчас. Обязанность впервые отчитаться о соответствующих сделках возникнет уже в 2024 году, если только в налоговое законодательство не внесут переходные положения, откладывающие соответствующие сроки для 2023 года.

Интересно при этом, как налоговые органы сами планируют справляться с объемом информации, которая будет подлежать раскрытию налогоплательщиками. В прошлом уже были прецеденты, когда объем ТЦО уведомлений оказывался чрезмерным – такое случилось в частности, когда порог для ТЦО контроля трансграничных сделок понижался до нуля. В любом случае, стоит ожидать официальных разъяснений от налоговых органов в части применения правил ТЦО в переходном периоде, учитывая, что положения приказа вступят в силу уже с 1 июля этого года.

Елена Рязанова, независимый юрист, автор канала Invest.Lawyer

Увеличение перечня Минфина может быть ответной реакцией на решение Евросоюза, считает она. Оно не коснется частных инвесторов. Но коснется, налогообложения доходов, полученных от КИК за использование интеллектуальной собственности, доходов в виде дивидендов по акциям КИК, процентов по долговым обязательства КИК, зарегистрированных в странах из перечня.

Она также указывает на отмену льгот для доходов от дивидендов и продажи акций налогообложение доходов российских организаций от продажи акций российских и иностранных эмитентов, которые находились в их собственности более 5 лет.