Фото: Екатерина Невская

Будущие объемы дополнительных расходов бюджета требуют их приоритизации, считает глава Минэкономразвития Максим Решетников. «Сейчас еще не совсем понятен объем дополнительных расходов, которые надо обеспечить, но чего нам точно не избежать — это разговор о приоритизации расходов», — сказал он на деловом завтраке Сбербанка в рамках ПМЭФ-2023.

По его словам, разговоров об этом ведется много, но как только дело доходит до принятия серьезных решений, то начинаются возражения: «Это не трожь, это надо, это поручение». И все же объем дополнительных потребностей, который будет заявлен, заставит подойти к оптимизации расходов, считает Решетников. «И мы вчера об этом говорили — пойдем ли мы путем принятия действительно жестких решений, когда мы что-то вырезаем, или пойдем мы тем путем, которым ходим обычно, когда мы все фронтально сокращаем и потом куда-то добавляем», — напомнил он, отметив, что «скорее всего» предпочтительным окажется второй вариант, он «политически проще». Министр финансов Антон Силуанов также считает, что средства на новые приоритеты государства нужно искать внутри действующего бюджета: наращивать расходы, увеличивая налоги или дефицит, дальше уже некуда. Он отметил, что за 2019 до 2022 годы расходы федерального бюджета были увеличены в 1,5 раза — с 18 до 29 трлн рублей.

Существующие параметры бюджетного правила требуют корректировки, считает глава Минэкономразвития. «Второй источник, который будем сильно обсуждать — это бюджетное правило. Мы все равно к нему вернемся, потому что в тех параметрах, о которых мы договорились полтора года назад, мы дальше не пройдем», — подчеркнул Решетников. C этим согласился и Силуанов: по его словам, в этом году можно прибегнуть к временным отступлениям от бюджетного правила, однако в Минфине бюджетное правило «в целом в базе» не хотят корректировать. «Если потребуется проводить больше расходов, то какие-то отступления от бюджетного правила без рисков для макроустойчивости, на мой взгляд, допустимы», — добавил он.

Предыдущее бюджетное правило было приостановлено весной 2022 года. Это не первое изменение параметров бюджетного правило: всего с 2004 года было разработано четыре версии этого механизма. Согласно новому механизму, который вступил в силу с 2023 года, объем операций по покупке или продаже активов будет зависеть от суммы нефтегазовых доходов федерального бюджета: в случае если прогнозируемые нефтегазовые доходы будут превышать базовый месячный уровень, Минфин будет проводить операции по покупке в объеме дополнительных нефтегазовых доходов, если же будет прогнозироваться недополучение доходов, то министерство будет продавать соответствующий объем активов.

Таким образом, Банк России только в январе 2023 года вернулся к покупкам и продажам валюты в рамках нового бюджетного правила. Операции по покупке и продаже валюты проводятся регулятором на внутреннем рынке в валютной секции Московской биржи в инструменте китайский юань-рубль.