Доля «нетоксичных» валют в структуре валютных депозитов и средств на счетах юридических лиц в российских банках на 1 мая 2023 года составила почти 37% (36,9%). Она резко выросла в апреле — сразу на 5 процентных пунктов, при том, что с начала года рост составил 13 п.п. Рост за год (в сравнении с показателями на 1 мая 2022 года) достиг 34,8 п.п., следует из данных Банка России.

При этом доля «токсичных» валют стабильно снижается: так, если на 1 апреля 2022 года этот показатель составлял почти 99% (98,9%), то к концу прошлого года он снизился до 76,1%, а сейчас (на 1 мая 2023 года) упал до 63%.

Население пока не отвыкло от «токсичных валют»

Доля «нетоксичных» валют в структуре валютных сбережений физлиц тоже растет, но показатели гораздо скромнее: так, по итогам апреля она составила 12,7%, увеличившись на 12,2 п.п. за год (в сравнении с данными на 1 мая 2022 года) и всего на 1,1 п.п. — с начала 2023 года.

Доля «токсичных» валют в объеме валютных сбережений россиян также снижается, но несущественно: год назад их доля составляла почти 99,5%, в начале 2023 года — 88,3%, а по итогам апреля — 87,2%. Но темпы увеличения доли «нетоксичных» валют в структуре валютных сбережений физлиц стали замедляться в 2023 году. Так, за 4 месяца 2022 года (с апреля по июль) их доля выросла почти на 2 п.п., а за 4 месяца 2023 года (с января по апрель) — всего на 1,1 п.п.

Банки ставят на юань

Как отметил зампредправления ВТБ Анатолий Печатников (его слова приводятся в сообщении банка), главной альтернативой «ушедшим» из России доллару и евро сейчас выступает китайский юань. По его словам, остальные «мягкие» валюты (неконвертируемые или ограниченно конвертируемые валюты, которые подвержены относительно большим колебаниям из-за экономических и политических факторов — FM) пока только ищут своего потребителя в России, выступая в качестве «нишевых» предложений.

С ним согласен первый зампред правления Сбера Александр Ведяхин, который также называет юань максимально востребованной валютой, способной конкурировать с привычными долларами и евро, отметив, что в крупнейшем банке страны не видят особого спроса на дирхамы. Однако есть вопросы с юаневой ликвидностью, указал он, напомнив, что ставки по юаням в зависимости от сроков привлечения варьируются от 1 до 5% годовых. «Объем ликвидности не такой большой, как нам бы хотелось. Но за юанем — будущее», — подытожил он.

Как рассказал Печатников, с начала года портфель депозитов в юанях в ВТБ вырос на 41%, до ¥9,4 млрд. Директор департамента финансов Сбербанка Тарас Скворцов в интервью Reuters заявил, что депозитный портфель банка в юанях вырос в 1-1,5 раза за пять месяцев 2023 года.

Так, по прогнозам ВТБ, в 2023 году юани составят около 25% валютного портфеля — это около 12,5 млрд в долларовом эквиваленте. Если текущие темпы в использовании китайской валюты сохранятся, то в 2024 году доля юаня на рынке валютных сбережений вырастет до 45% а в 2025 году — до 66%.

«Дружественные» и «токсичные» — на одном уровне

Аналитики Сбера также подсчитали, что россияне уже сейчас готовы направлять в валюты «дружественных» стран 7,4% своего портфеля. При этом 48% инвесторов рассчитывают с помощью вложений в «дружественные» валюты приумножить свой капитал, а 44% намерены вкладываться в них как для сохранения, так и для приумножения капитала. 

Согласно исследованию Сбера, в среднем по стране 11,7% опрошенных хотят попробовать инвестировать в такие валюты. По словам старшего вице-президента Сбербанка Руслана Вестеровского, соотношение тех, кто готов инвестировать в «дружественные» валюты уже сопоставимо с популярными ранее «токсичными» валютами. Он отметил, что еще год назад треть опрошенных все еще рассматривали доллар как средство вложений, однако сейчас доля таких людей сократилась вдвое.

В ВТБ также считают, что в ближайшие годы продолжится тренд на дедолларизацию пассивов физлиц. По прогнозам банка, в 2023 году доля евро и доллара в портфеле депозитов физлиц в российских банках снизится до 7%. При этом ВТБ рассчитывает, что доля рублевых сбережений, напротив, увеличится до 90% и достигнет 35,2 трлн. По данным «Сбера», если в прошлом году доля тех, кто хотел сохранять и копить в рублях, составляла 40,1%, то сейчас она выросла на 21,3 процентных пункта — до 61,4%.