Российские банки в апреле значительно увеличили остатки в валюте почти всех «дружественных» стран на ностро-счетах в банках-нерезидентах, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные из «Обзора рисков финансовых рынков» Банка России. В долларовом эквиваленте они достигли $4,7 млрд, увеличившись за апрель на $1,7 млрд. В результате большая часть остатков (99%) пришлась на следующие валюты «дружественных» стран: гонконгский доллар, дирхам ОАЭ, индийская рупия, турецкая лира, вьетнамский донг, казахстанский тенге, белорусский рубль, армянский драм и бахрейнский динар.

Валюта может накапливаться на корсчетах из-за роста внешнеэкономической активности, считает банковский эксперт Алексей Нечаев. «Экспорт в Индию превалирует над импортом, то есть существует положительное торговое сальдо. Остатки в рупиях могут копиться на счетах российских банков, которые обслуживают внешнеторговые контракты, поскольку нет способов их репатриации в отличие, например, от юаня»,— поясняет он. Проблемы в расчетах в рупиях, о которых председатель российского регулятора Эльвира Набиуллина рассказала в конце апреля, все еще существуют, но в ЦБ не видят признаков их нарастания. Ранее председатель Банка России говорила, что российские экспортеры, осуществляющие поставки в Индию, испытывают трудности с репатриацией средств, полученных по этим контрактам.

По данным Банка России, остатки на этих счетах начали расти со второй половины прошлого года, поднявшись к началу этого года выше $2,7 млрд. Однако остатки в юанях за апрель незначительно снизились (до $10,2 млрд), а в долларах — почти на 20%.

Объемы остатков на корсчетах должны коррелировать с товарооборотом с соответствующими странами, но в настоящее время этого не наблюдается, так как юань уже стал мировой валютой, считает председатель совета директоров ПСКБ Владимир Прибыткин. Банки уже не держат большие юаневые запасы на корсчете для обслуживания ВЭД, так как эту валюту можно свободно купить за один день. «Банки стараются оперативно обслуживать платежи, и если валюту нельзя купить быстро, то приходится держать двойной запас для обслуживания платежей», — поясняет Прибыткин.