В настоящее время юань — наиболее значимая «дружественная валюта» для российского рынка, однако все чаще в этом инструменте образуются дисбалансы спроса и предложения, говорится в «Обзоре рисков финансовых рынков» Банка России. Очередной такой дифицит юаневой ликвидности наблюдался с апреля до середины мая 2023 года, что могло быть вызвано спросом на юани для оплаты импорта, для чего банки могут размещать их в китайских банках.

По данным регулятора, в целом концентрация участников на рынке валютных свопов CNY/RUB сильно различается на стороне спроса и предложения. В части размещения юаней за рубли крупные позиции практически отсутствуют – предложение юаня распределено между участниками. При этом спрос на юани формируют меньшее число кредитных организаций: в отдельные дни только некоторые из них привлекают объем юаней, сопоставимый объему предложения топ-10 крупнейших участников на рынке.

«Столь высокая концентрация спроса повышает чувствительность юаневой ликвидности рынка к политике управления ликвидностью отдельных участников», — отмечает ЦБ. Например, участники, привлекающие крупнейшие объемы в юанях, могут размещать их в некоторые периоды времени на счетах в китайских банках – нерезидентах, в том числе для финансирования импорта. «Таким образом, полученные юани не вкладываются в юаневые активы (кредиты, облигации) на внутреннем рынке, а выводятся с российского рынка на зарубежные счета, что приводит к дефициту этой валюты на внутреннем рынке», — отмечает ЦБ.

При этом привлечение оншорных юаней также ограничено ввиду валютного контроля в Китае, напоминает регулятор. В результате чего участники обращаются к инструменту Банка России по предоставлению юаней за рубли на валютных свопах овернайт. По данным Центробанка, в последнее время количество таких сделок увеличилось: 5 мая 2023 года, к примеру, кредитные организации привлекли рекордный объем юаней у Банка России – на 51,6 млрд рублей.